Виктор Ишаев. Фото ИТАР-ТАСС/ Сергей Карпов

Дальний Восток похож на огромный пирог, вокруг которого уже много лет кружат голодные хищники в виде крупных госкомпаний, мечтающих заполучить управление природными ресурсами региона под свой контроль. Консорциумы, корпорации, фонды – в разные годы доминировали различные идеи «концентрации» государственных ресурсов для ускоренного развития Дальнего Востока. Однако ни один из гигантских планов реализовать пока так и не удалось. Похоже, назначение Юрия Трутнева станет первым шагом к созданию мегагоскорпорации, которая возьмет на себя ответственность за будущее кладовой России.
Наводнение на Дальнем Востоке вряд ли могло быть основной причиной увольнения Виктора Ишаева с должности главы Минвостокразвития. Должность министра по Дальнему Востоку была расстрельной с момента ее создания – это был своего рода опорный пункт противников идеи создания одноименной госкорпорации. И любой, кто пришел бы работать министром, автоматически столкнулся бы с мощным давлением и критикой. И смысл создания министерства состоял именно в том, чтобы потянуть время, пока решаются вопросы: будет ли создана корпорация, если да, то в каком виде. Не говоря уже о том, кто станет ее руководителем.
Ишаева уволили бы все равно, переложив на него ответственность за некачественное исполнение какого-нибудь майского предвыборного указа Путина. Но это было бы скучно. А тут наводнение – самое время прийти к главе государства и сказать: «Владимир Владимирович, ну не работает! Нужен принципиально иной подход, концентрация ресурсов, мощная политическая воля и административный кулак. Тогда бы и последствия наводнения, может быть, не были бы столь плачевными. И вообще, надо было создавать корпорацию еще год назад, не упустили бы столько времени»… И вполне можно представить, что Путин с этим согласился, позвонил Медведеву и настойчиво предложил подумать, кого бы он поставил на место «куратора». 

Медведеву идея создания госкорпорации никогда не нравилась. Если б не это, ее, скорее всего, создали бы именно весной прошлого года, когда идея родилась сначала у Сергея Шойгу, а потом была доведена до совершенства первым вице-премьером Игорем Шуваловым. Кстати, именно Шувалов был главным лоббистом «корпоративного» подхода к управлению Дальним Востоком. Его же называли и главным претендентом на пост главы корпорации. И Минэкономразвития даже почти закончило весной прошлого года написание соответствующего законопроекта. Но тогда наводнения не было… А Медведева лишний раз нервировать тоже было не с руки – все-таки предстояло формировать правительство.

Наверное, Медведев подумал, а Шувалов решил предложить Юрия Трутнева. Последний никогда не был сильной политической фигурой. Его не относили ни к одной из групп влияния. В свое время, будучи министром природных ресурсов, он брал на себя смелость выступать против Игоря Сечина, спорить с ним и конфликтовать. Возможно, наличие характера, опыта в бизнесе, неплохие результаты на посту губернатора Пермского края (и опыт объединения двух регионов) – все это импонировало Кремлю. Трутнев мог оказаться и именно той фигурой, которая позволила Медведеву согласиться «попробовать». Ведь Трутнев назначен как вице-премьер, которому придется принимать решение, создавать ли госкорпорацию по развитию Дальнего Востока. Плюсом Трутнева в данном случае в глазах Медведева мог стать и тот факт, что он не является человеком Сечина. Сечину же все эти «наноигры» малоинтересны: он все вопросы решает напрямую с президентом. Да и с его «Роснефтью», поедающей все живое, как говорится, грех жаловаться. 
Теперь Трутневу придется подобрать министра на место Ишаева, и это, безусловно, будет техническая фигура, так как министерство может быть ликвидировано в течение ближайших нескольких месяцев, в зависимости от того, в каком формате будет сформирована модель управления Дальним Востоком. Возможно, это будет госкорпорация в виде НКО (как, например, «Ростехнологии»), акционерное общество или усиленный административно фонд по развитию Дальнего Востока. 
Поражает в нынешней ситуации только одно – неспособность власти определиться с тем, как управлять стратегически важным регионом России. Министерство себя не оправдало, совмещение его функций и функций полпреда тоже не сработало, фонда развития Дальнего Востока недостаточно. Сейчас опять Трутневу дают время на подумать. Под каждую проблему приходится назначать человека. Все это доказывает очень простой, но грустный факт: управление страной становится все менее эффективным, а «ручное управление» подменяет собой традиционные институты и механизмы принятия государственных решений. Власти так хочется развития через усиленный контроль, но получается, к сожалению, сплошной контроль и никакого развития.