Фото: Евгений Биятов / РИА Новости

Странное дело, но штаб Собянина весь день неловко отнекивался от того, что сцена и пять больших видеоэкранов по периметру Болотной площади установлены для вечернего празднования запланированной победы на выборах. «Штаб Собянина не планировал никаких специальных мероприятий. У нас идет День города, сегодня идет очень много праздников», – не моргая, заявляла в середине дня глава собянинского штаба Швецова. Ну и правильно, эта кампания уже приучила нас к несложной дихотомии: если Собянин показывается в телевизоре или на встрече с Путиным, то вовсе не как кандидат в мэры, а как врио мэра, который вынужден влачить свои тяжкие служебные обязанности.

Впрочем, это очень любопытный вопрос: был митинг запланирован как городской праздник и оплачен из бюджета города или он все-таки прошел за счет избирательного фонда Собянина? Потому что, в честь кого Москва собиралась отмечать «городской праздник», было понятно уже у рамок металлоискателей на входе. Суетливые коренастые мужички вооружали транспарантами и флагами менее ответственных мужичков, которые уже несколько часов были навеселе и источали жизнерадостный запах перегара. На транспарантах красовались либо лозунги избирательной кампании Собянина, либо его фамилия, дополненная тире и уточняющими фразами «Наш мэр!» или «Наш лидер!». Попадались и более замысловатые лозунги.

– Слушай, а когда выпить-то успели? – спросил я у парня дружелюбного вида с плакатом «Главное – Москва! Главные – москвичи!».

– Да пока в автобусе везли. Чего там еще делать?

– А еще осталось? – оживился я.

– Ха! Мы все не успели, во дворе один пузырь оставили, – ехидно заулыбался он.

– А откуда сам? Где работаешь?

– Да какая тебе разница… – заподозрил неладное мой собеседник и несколько напрягся. Тогда я, чтобы его не донимать, спросил о том же у стоявшего рядом с ним дядьки в куртке из кожзаменителя.

– Иди-ка на ***, парень, – ответил мне дядька, державший в руках транспарант «Москва – самый добрый город на Земле».

– Да-да, ****уй отсюда, – авторитетно добавил мужик постарше, внимательно наблюдавший за моими расспросами. У этого был транспарант «Москва – безопасный город».

Но все-таки, пожалуй, как минимум две трети людей пришли на Болотную по своей воле и желанию. И шли они действительно на бесплатный концерт, чтобы посмотреть вживую на всех тех, кого они по своей воле и желанию включают кнопкой пульта в телевизоре. Ну и ладно, в дополнение почему бы и не посмотреть на мэра, не каждый день мэра увидишь. А с его-то любовью появляться на публике – такая возможность и вовсе раз в жизни может выпасть.

Хотя подойти к сцене было довольно непросто: где-то в трехстах метрах перед ней выстроилась шеренга сотрудников службы безопасности.

– Пускаем только своих! – преградил один из них дорогу желающему попасть под сцену. – Откуда?

– «Мосгоргаз»! – бодро ответил остановившийся и что-то уточнил про то, в каком отделе и у кого под начальством он трудится. Охранник удовлетворился ответом и пропустил. А затем позвал кого-то: «Сань, ты своих выстрой шеренгой поплотней, а то я твоих не знаю даже».

Но как только Саня отошел куда-то в сторону, его подчиненные разрушили строй и принялись выяснять друг у друга, у кого еще остались семечки. Заметив прореху в шеренге, я рванул туда. Через несколько шагов меня ухватил за плечо мужчина с рацией.

– Куда? – грозно спросил он.

– Ну это, я из «Мосгоргаза». Там где-то под сценой Васька из 16-го, он мне по телефону сказал, чтобы подошел, – решил я соврать, чтобы не слишком отличаться от главы штаба Собянина Швецовой.

– Да ладно? – недоверчиво переспросил меня охранник, оглядывая мои кеды и горчичные штаны, не особенно, видимо, модные в среде сотрудников «Мосгоргаза».

– Ну да, Васька так сказал! – как можно более убедительно произнес я.

– Если Васька сказал, то ладно, – процедил сотрудник службы безопасности с серьезным видом и отстал.

Лайн-ап (как это назвал бы журнал «Афиша») был порядком слабее предвыборного концерта Собянина в «Олимпийском»: ни тебе Григория Лепса, ни Собянина. Только списанные со всех счетов «Город 312», Валерий Сюткин, безвестные (хотя и не бесталанные) вокальные коллективы и саксофонист Игорь Бутман. Ведущим городского праздника был телеведущий Максим Шевченко – доверенное лицо Сергея Собянина

– Не могу не поделиться свежими цифрами итогов выборов! – громогласно восклицал Максим Шевченко в начале митинга, заглядывая в бумажки, примерно такие же помятые, как и он сам. – Наш кандидат, Сергей Собянин, лидирует, набирая 56%! Сегодня сразу два праздника: День города и день победы на выборах!

Максим Шевченко не оставлял никаких иллюзий по поводу сути настоящего городского праздника – Дня города. Правда, за весь вечер он так и не сказал, сколько лет стукнуло Москве. А чуть позже перестал называть и другие числительные.

– Друзья, у меня свежие данные! Наш кандидат, Сергей Собянин уверенно лидирует! – сообщил действительно свежие данные Шевченко после выступления «Города 312», но цифры так и не назвал. По мере обработки бюллетеней процент Собянина потихоньку падал, медленно, но неуклонно стремясь ко второму туру выборов, но это мелочи.

– Хочу сказать вам, что Сергей Собянин продолжает лидировать! – продолжал воодушевлять Шевченко после выступления Бутмана, честно закусывавшего двадцать минут на сцене мундштук саксофона.

– Выборы держат нас в напряжении, потому что их результат невозможно предсказать, это республика! – еще через час уверенно произносил Максим Шевченко.

– Все хорошее когда-то кончается! И мы все-таки победим! – сказал он весело, но уж совсем заунывную фразу, когда закрывал митинг, несколько забыв о планах победить в первом туре. Но примерно то же самое сказал и Сергей Собянин.

– Я верю, что в конечном счете мы все-таки победим! – провозгласил появившийся наконец Собянин в своей грандиозной речи, длившейся меньше двух минут (как половина любой песни «Города 312»), из которых десять процентов времени занимали приветствие и вопрос к публике: «Как настроение?!»

https://www.youtube.com/embed/6CDaF11cyOI

– Мы организовали самые честные! Самые конкурентные! Самые открытые выборы в истории Москвы! – сообщил собравшимся Собянин, конкурентно выступавший в честь своей победы на концерте, посвященном Дню города.

– Да здравствует Москва! Да здравствуют москвичи! Поздравляю вас! – прокричал напоследок Собянин, после чего у сцены бабахнула мощнейшая конфетти-пушка, выстрелившая мишурой по зрителям.

– ***ть, я этой ***ни наглотался! – пожаловался мне стоявший рядом москвич, сплевывая на землю конфетти.

– Это вы про выборы, полагаю? – поинтересовался я у него.

Он не ответил, а только молча продолжил сплевывать конфетти.