«Я с Путиным», – гласит подпись под плакатами

Заметка в «Комсомольской правде» искрилась оптимизмом. «Рим заполонили портреты Владимира Путина. „Я с Путиным“, – гласит подпись под плакатами с изображением президента России, появившимися на всех основных улицах Рима пару дней назад», – сообщает газета.

По словам журналиста, таким образом движение «Национальный фронт» выражает солидарность с российским президентом в борьбе России с гомосексуальной пропагандой.

Материал с фотографиями портрета Путина в военно-морской форме мгновенно распространился по российским социальным сетям. Российским блогерам лестно, что итальянцы с надеждой глядят на их президента, что только Россия указывает растерянной и деградирующей Европе на истинные моральные ценности. О чем российские блогеры не знают или предпочитают не знать – это о том, что движение «Национальный фронт» – это радикальная неофашистская организация. Ее основатель Адриано Тильгер начинал политическую карьеру в неофашистском движении «Национальный авангард», затем был осужден за попытку воссоздания муссолиниевской Фашистской партии, а в 1990-е создал движение «Национальный фронт», объединившее крайне правые политические группы. Иными словами, заголовок заметки в «Комсомолке» вполне мог бы звучать как «Итальянские фашисты поддерживают Владимира Путина» – это было бы и более сенсационно, и фактически верно.

Видимо, сам не желая того, Владимир Путин стал иконой европейских праворадикалов. Феномен горячей поддержки Владимира Путина со стороны европейских неофашистов и неонацистов наблюдается от Норвегии до Балкан. Андреас Брейвик в своем манифесте пишет, что хотел бы встретиться с двумя людьми на свете: с папой римским и с Владимиром Путиным. «Путин видится честным и решительным лидером, заслуживающим уважения», – говорится в тексте Брейвика.

Владимиром Путиным восторгаются и немецкие неонацисты из радикальной Национал-демократической партии (НДПГ). Еще в 2007 году, когда Владимир Путин посещал саммит G8 в немецком Хайлигендамме, фракция неонацистов в земельном парламенте Мекленбурга – Передней Померании обратилась к нему с пламенным воззванием – как к единственному политику, способному защитить немецкую демократию. «Ваше сиятельство! – писал Путину в открытом письме председатель фракции НДПГ Удо Пастёрс. – Мы приветствуем Вас в нашей прекрасной федеральной земле и почтительно направляем Вам следующие строки. ‹…› ФРГ не является примером демократии. ‹…› Мы почтительно просим Вас в личной беседе с канцлером госпожой Меркель вступиться за право собраний для оппозиции и, таким образом, поддержать реализацию демократии в ФРГ».

Очарование Путиным продолжается в среде немецких неонацистов до сих пор. В конце прошлого года на официальном сайте отделения НДПГ в федеральной земле Саксония – Ангальт была размещена горячая статья в поддержку Владимира Путина под названием «Владимир Путин – политик, стоящий за свой народ!».

«Если следить за сегодняшними новостями, – говорилось в заметке, – то ясно, почему на Западе при каждой возможности очерняют и демонизируют российские власти, и прежде всего президента Владимира Путина, выставляя их „недемократичными“. Это происходит потому, что пока в Германии, Франции, Великобритании и других странах сионистские преступники творят свои темные дела, сокращая роль государства во всех сферах жизни и грабя народы, накладывая проценты на проценты, в России уже несколько лет исправляют ошибки, которые были допущены после развала Советского Союза в 1990-е годы... Путин, повернувший вспять приватизацию ключевых отраслей промышленности, может похвастаться новым большим успехом. Он принудил британскую BP продать свою долю на российском нефтяном рынке российскому государству. Путин не только вернул в собственность народа важный инструмент, но и создал самый большой энергетический концерн мира, задвинув в тень американский ExxonMobil. ‹...› Пока Запад все больше запутывается в сетях сионистских колдунов, Путин бесстрашно ведет Россию к новой силе, свободе и независимости. О таких политических героях немецкий народ может сегодня только мечтать».

Очарование Путиным в среде правых радикалов – это массовый феномен европейской жизни. В какую бы страну я ни ездил по своей работе, везде мне рано или поздно попадался местный житель, который хватал меня за пуговицу и начинал рассказывать, как он любит Путина, как правильно Путин говорит американцам правду в лицо и как страдает страна этого человека без такого лидера, как Путин. Как назло, каждый раз этим собеседником оказывался очередной местный радикал. Например, в Венгрии таким собеседником был один бизнесмен, который до этого долго рассказывал, как он восхищается Андроповым, а затем без обиняков сказал стоявшему рядом моему знакомому-немцу: «Мартин, ты отличный мужик, на тебе бы здорово сидела форма офицера СС».

Разумеется, обожание Путина европейскими правыми мало что говорит о Путине. Куда больше оно говорит о том, какой экспортный образ России может успешно продаваться на Западе в маргинальной политической среде. Любовь к Путину европейских неонацистов – это любовь к выдуманному ими же образу Путина. Популистского лидера, бросающего вызов Америке, игнорирующего принятые на Западе политические условности и ведущего разговор с европейскими лидерами с позиции силы – отчего карликовые европейские политики впадают в ужас.

Конечно, и среди политиков центра можно встретить тех, кто положительно относится к Путину. Однако даже представитель консервативного баварского Христианско-социального союза (ХСС), если и будет хвалить Путина, то только как «политика, подходящего для современной России и способного удержать ее от хаоса», или «понятного и знакомого партнера по переговорам», – иными словами, как политика, немыслимого в Германии, но полезного для немецкой экономики и внешней политики. И это ХСС – самая правая партия из приличного немецкого политического сектора, партия, чей депутат Ханс-Петер Уль заявил с трибуны бундестага: «Эта страна (Германия) управляется спецслужбами. ‹...› Так и должно быть. Было бы плохо, если бы наша страна управлялась в конечном счете пиратами или неформалами из компьютерных клубов».

В остальном же феномен любви к Путину – это феномен, распространенный среди европейских маргиналов. Карликовые партии, не попадающие со своими радикальными программами в парламенты и правительства, с восторгом смотрят на портрет Путина, мечтая о том, как он раздаст щелчков заплывшим жиром европейским политикам, которые никуда их не пускают. Именно такие маргиналы тысячами и тысячами заходят в YouTube на канал RussiaToday и радуются, как дети, каждый раз, когда «эти отважные русские показали правду про американцев».

Когда греческий собеседник клянется в вечной любви к России и Путину и говорит о том, как он мечтает о дне, когда Россия «покажет этим американцам», где зимуют раки, и сразу же после этого заключит экономический союз с Грецией в виде миллиардного кредитования страны, он совершенно не думает о том, хочет ли Россия и Путин «показать американцам» или даром финансировать Грецию, – а главное, зачем России это нужно. Рядовой член греческой неонацистской «Золотой зари» ночью бьет битами мигрантов, а утром с восхищением смотрит новости из России, где правит энергичный и бескомпромиссный президент. «Вот бы нам такого – он-то показал бы этим немцам, Меркель, МВФ и мировой закулисе!» – думает греческий неофашист. Расскажи ему про генерал-майора МВД Рамзана Кадырова и про мечеть «Сердце Чечни», он не поймет и не поверит, ведь Путин для него – гроза ислама и православный защитник белой Европы, как ее понимает грек. Этот образ члену «Золотой зари» наиболее мил, и именно его он предпочитает выдумывать дальше.

Когда немецкий сантехник, продавец в магазине или грузчик восхищаются Путиным, они дают выход своей фрустрации «одинаковыми» политиками, которые только и делают, что спорят о том, поднимать взнос на медицинскую страховку с 13% от зарплаты до 13,5% или сразу до 14%, – а вот пришел бы Путин, он ударил бы кулаком по столу, опрокинул все фигуры, выгнал американцев, поднял налоги на богачей с 45% до хотя бы 60% и ввел народный референдум по всем важным вопросам, который в Германии не проводился уже несколько десятков лет. Реализуется ли такая политическая программа в России, сантехник не знает и знать не хочет, – он знает только то, что Меркель ему не нравится, а фотография Путина в военной форме на первой полосе бульварной газеты Bild обещает что-то новое, да и приятно позлить устоявшиеся партии, выразив симпатию кому-то, кого они критикуют.

В таком виде любовь к Путину и России в Европе действительно очень сильна. Однако жителям России, спешащим порадоваться этой любви и разместить у себя в блоге очередную заметку о портретах Путина, вывешенных в Риме, стоит задуматься: хотят ли русские работать клоунами, развлекающими сытых европейских маргиналов, жаждущих эффектных и зрелищных внешнеполитических конфликтов, желательно бесплатно?