Иллюстрация: Тадеуш Маковский

Изменилась ли российская политическая система после выборов 8 сентября? В серии колонок отвечают лидеры партий.

Я считаю, что политическая система не изменилась. Никаких реформ нет. Есть только их имитация. Система осталась прежней. Ее цель – удержание власти любой ценой. В том числе с помощью манипуляций, фальсификаций, обмана, угроз и спецслужб. Так, в Ярославле, где я был избран депутатом заксобрания 8 сентября, были организованы самые грязные выборы за всю историю ярославских выборов. С предвыборной гонки была снята «Гражданская платформа», поскольку она была самым серьезным конкурентом «Единой России». В ходе выборов с дистанции были сняты порядка десятка самых сильных одномандатных кандидатов. На телевидении действовала тотальная цензура, а в день голосования осуществлялся полномасштабный подкуп избирателей. В итоге в думе Ярославской области 80% мест контролирует «Единая Россия», хотя ни одно социологическое исследование не предсказывало этой партии такого результата. То есть вместо политической реформы мы видим только обман общественного мнения. Изменение состоит только в том, что сейчас активную роль в выборном процессе играют Александр Бастрыкин и Следственный комитет, а не только нашисты, фальсификации и карусели. Мы это видим на примере с арестованным мэром Ярославля Евгением Урлашовым. И встречи с оппозиционерами на Валдае не создают в этом плане для меня никаких иллюзий.

Но даже если кто-то из оппозиционеров и попадает в исполнительную власть, он либо попадает в воровскую вертикаль и становится ее частью, либо бунтует и, как Урлашов, оказывается в «Матроской Тишине». В этом плане нам кажется более эффективным участие в выборах в законодательные органы власти. Потому что региональные депутаты ни от какого Путина не зависят, им ничего ни у кого не нужно просить. Но полагать, что я оказался в заксобрании, благодаря новой политике Путина или Володина, – это абсурд. Я оказался в думе вопреки их желанию, а не благодаря.

Что касается облегчения процедуры регистрации партий, то давайте смотреть правде в глаза. На данный момент в нашей стране всего лишь одна независимая партия – это РПР-ПАРНАС. Именно эта партия выдвинула Навального и участвовала в организации акций протеста в Москве. Но это произошло не из-за принятия каких-то законов, а из-за того, что наша партия выиграла Страсбургский суд, который заставил российские власти восстановить регистрацию нашей партии. При этом партию Навального по-прежнему не зарегистрировали, «Левый фронт» не зарегистрировали, партию Лимонова тоже. Вместо этого было зарегистрировано множество партий – «фриков».

Что касается допуска к выборам Навального и Ройзмана, то Ройзмана назвать оппонентом власти сложно. Он скорее оппонент губернатора Свердловской области. А Навального допустили к выборам только потому, что власти были уверены, что выиграют эти выборы. И хотя Навальный провел блестящую избирательную кампанию, мэром Москвы продолжил работать Сергей Собянин. Власти лишь дали избирателям возможность выпустить пар в главном протестном городе, но не более того.

Поэтому я считаю, что наиболее перспективно для настоящей оппозиции сейчас завоевывать трибуны в законодательных органах власти. Ни Ройзману, ни мэру Петрозаводска в этой воровской вертикали не развернуться. Поэтому на выборах в Мосгордуму РПР-ПАРНАС идет единым списком с партией Навального и «Пятым декабря». Мы проведем внутренние праймериз, создадим единый коалиционный список и выставим своих одномандатных кандидатов от объединенной оппозиции в каждом московском округе.