История повторяется как фарс: монополия опять просила у правительства города разрешения нарушить высотный регламент – и, разумеется, получила его 5 августа 2011 года. Теперь строить самый высокий небоскреб в Европе «Газпром» собирается в горле Лахтинского разлива. Все это уже было однажды, всего два года назад – но тогда речь шла об Охтинском мысе. Чем же отличается замена Охты на Лахту от замены шила на мыло?


1.

Где находится


На правом берегу Невы, в устье реки Охты, напротив Смольного института.

Между берегом Финского залива
и Приморским шоссе, сразу за фактической границей города.


2.

Высота


По последней версии проекта – 403 метра. Это в три с небольшим раза выше шпиля Петропавловского собора – высотной доминанты и символа города.

Пока речь идет о 470 метрах. Но проекта еще нет, так что «за время пути собачка может подрасти».


3.

Расстояние до центра города


5,5 км до Исаакиевского собора. При этом по закону в Петербурге запрещается строить высотные здания в пределах 6 км от собора.

9,2 км до Исаакиевского собора.


4.

Влияние на вид исторического центра


«Охта-центр» был бы отчетливо виден с большей части улиц центра города, в том числе – со всех набережных правого берега Невы и с Дворцовой площади.

«Лахта центр», скорее всего, будет хорошо виден с Дворцовой набережной – прямо над стрелкой Васильевского острова или над Петропавловским собором. Точно сказать, что, как и откуда будет видно, пока нет – все существующие модели (в том числе показанная на общественных слушаниях) сделаны для здания высотой 400 м.


5.

Высотный регламент


По регламенту на Охтинском мысу можно строить здания высотой до 48 м, с доминантами до 100 метров. Правительство разрешило «отклониться» до 410 м. Впоследствии в суде было доказано, что регламент для этого участка был принят с грубыми нарушениями, и его действие было отменено. А по закону об охранных зонах предельная высота зданий здесь – 40 метров. И никаких отклонений!

Высотный регламент для берега Финского залива в районе Лахты – 27 метров. Получено разрешение на «отклонение» до 500 м. Зон охраны объектов культурного наследия в этом месте нет.


6.

Археологические памятники


 На Охтинском мысу сохранились остатки шведских крепостей Ниеншанц и Ландскрона. В ходе археологических раскопок также были обнаружены следы древнерусского городища и стоянка людей эпохи неолита.

Археологических памятников в этом месте нет и быть не может – территория была искусственно создана (намыта) в XX веке.


7.

Экологические угрозы


Территория настолько давно и прочно освоена человеком, что ни о какой экологии говорить уже не приходится.

Через Лахтинский разлив проходит постоянный маршрут перелетных птиц, делающих остановку в Юнтоловском заповеднике. Именно поэтому регламентом было установлено ограничение в 27 метров – более высокие здания представляют опасность для птиц.


8.

Транспорт


Единственная связь с центром города – мост Петра Великого, который уже и так постоянно стоит в пробке. В отдаленном будущем планируется строительство метро.

Участок расположен на выезде из города по Приморскому шоссе, которое имеет ширину 4 полосы и почти всегда перегружено. Но как раз здесь планируется строительство современной автострады «Западный скоростной диаметр».


9.

Общество


Кажется, ничто и никогда так не объединяло современных петербуржцев, как ненависть к «Охта-центру». Против него выступили творческие союзы, общественные организации и ряд федеральных политиков, включая президента Дмитрия Медведева.

«Лахта-центр» пока не вызывает ни любви, ни ненависти; самое распространенное отношение – «черт с ними, пусть строят». Но градозащитников возмущает и испорченный вид на стрелку Васильевского острова, и угроза перелетным птицам, и нарушения при выдаче «разрешения на отклонение».


10.

Ю Н Е С К О


Выступило категорически против строительства небоскреба и пригрозило исключить Петербурга из списка Всемирного наследия.

Предупредило правительство Петербурга о возможном ущербе объекту Всемирного наследия и потребовало обязательного проведения экспертизы влияния небоскреба на вид исторического центра города.