На фото Олег Говорун. Фото PhotoXPress.ru

Русский Forbes сегодня вышел с сенсационной новостью: в отставку подал министр регионального развития России Олег Говорун. На официальном уровне это было опровергнуто сразу: как выяснилось, Говорун заболел, что помешало ему принять участие в сегодняшнем совещании кабинета министров. Однако, скорее всего, вопрос об отставке все же был поставлен. И судя по официально подтвержденной «болезни» министра, его дальнейшая судьба остается подвешенной. Ничего удивительного в том, что Говорун мог подать прошение об уходе, нет. Олег Говорун много лет проработал главой управления внутренней политики администрации президента, считается протеже Владислава Суркова, «под которым» он и работал. До 2000 года, то есть до прихода в территориальное управление администрации президента, Говорун занимал пост вице-президента «Альфа-Банка», одновременно являясь заместителем начальника банковского управления по связям с органами государственной власти. В 1997–1998 годах первым заместителем председателя совета банка являлся Владислав Сурков, который впоследствии, в августе 1999 года, стал заместителем главы администрации президента России. Говорун работал в Кремле до начала сентября 2011 года, уйдя в отставку за 2 недели до известного съезда «Единой России», где было объявлено о выдвижении Владимира Путина на пост президента. Иными словами, за 2 недели до политической капитуляции Медведева началось расформирование команды Суркова в Кремле. Сам Сурков вскоре был переведен в правительство на пост вице-премьера по инновациям и модернизации. Де-факто он был поставлен как будущая правая рука Медведева по политико-аппаратным вопросам. Говорун же, пока Медведев заканчивал свой президентский срок, отсиделся на должности полпреда президента в ЦФО. Причем можно с высокой степенью уверенности утверждать, что за все это время никто не был уверен в его гарантированной реабилитации «наверх». Иными словами, переход Говоруна на пост полпреда вполне мог тогда уже означать ранний выход на пенсию или долгосрочный уход в резерв. Назначение министром стало возвращением в большую политику. Причем тут важно понимать, что чиновники администрации президента – это особая категория политических менеджеров, которые отличаются несколькими принципиально важными особенностями. Во-первых, они психологически привыкли к ощущению, что именно они, а не кто иной, осуществляют реальное управление страной. Во-вторых, они совершенно не привыкли к публичной политике. Это такая каста серых кардиналов, предпочитающих дергать невидимые нити и оставаться в тени. Если посмотреть видео первой официозной встречи Суркова в качестве вице-премьера с Владимиром Путиным, тогда еще премьером, на лице первого видна нескрываемая ирония и «тошнота» от всего этого протокола и публичного политического театра. Люди из администрации очень хорошо понимают, насколько гигантской может быть разница между картинкой в телевизоре и реальностью. Наконец, в-третьих, Говорун шел в правительство, вероятно, снова рулить – в этот раз региональной политикой (это казалось особенно перспективным с учетом возвращения прямых выборов губернаторов и активизации оппозиции). Однако Кремль не только пресек все попытки вмешиваться в политику, но и в значительной степени ограничил Говоруну (как и многим не путинским министрам) возможность формировать свою команду. Говоруну пришлось заниматься «рутиной», воюя со своими замами и другими ведомственными конкурентами (ведь региональными делами в той или иной степени занимаются и министерство Восточной Сибири и Дальнего Востока, и МЭР, и Минфин). На этом фоне легко понять, что ощутил Говорун, когда Путин раскритиковал его за то, за что он, в общем-то, ответственности действительно не несет. То есть некогда влиятельный кукловод неожиданно для себя оказался в центре той самой картинки, подобные которой он лично создавал тысячами. Два других пострадавших от президентской критики министра – министр труда и социальной защиты Максим Топилин и министр образования и науки Дмитрий Ливанов, – скорее всего, к подобной роли привыкли. В публичной сфере критика политического лидера в адрес своих министров – это не вопрос государственного управления, это вопрос политической ответственности. И тут часто попадает несправедливо. Бюджет верстался не Говоруном, а согласовывался между «мастодонтами» правительства – МЭР, Минфином, вице-премьером по социальной политике Ольгой Голодец, Игорем Шуваловым. Равно как Говорун не принимал никакого участия в «правке» исходного варианта бюджета. В итоге, по данным Forbes, Говорун готов хлопнуть дверью: как заявили 2 федеральных чиновника изданию, он написал заявление об отставке и уже неделю не появляется на работе. Глава управделами министерства Владимир Желонкин не стал ни опровергать, ни подтверждать эту информацию. Зато сразу после появления публикации опровержения последовали (пусть и не очень убедительные) и со стороны Кремля, и со стороны пресс-секретаря премьера Натальи Тимаковой, и со стороны Минрегиона. Уход Говоруна сейчас не выгоден никому, разве что ему самому. Для Путина это станет косвенным подтверждением несправедливости и, что более важно, разрушительности и неэффективности его критики. Для Медведева это будет признак неспособности защитить свою команду. Для Суркова – утрата «своего» человека во главе одного из важных министерств. Поэтому можно с высокой степенью вероятности утверждать, что сейчас все силы брошены на то, чтобы убедить Говоруна остаться либо, в крайнем случае, уйти чуть позже «на другую работу». То есть тихо и без скандала. Но как бы ни развернулась ситуация в последующем, теперь ясно одно: сложившаяся конструкция управления продуцирует сбои один за другим, и Путину, вероятно, в скором времени придется делать выбор: либо возвращать полноценную вертикаль, где министров можно «пороть» без последствий и капризов с их стороны (а значит, увольнять и Медведева), либо менять форму своего политического поведения, что сразу поставит под удар стабильность его высокого рейтинга. Иначе болезнь Говоруна может стать заразной.