Иллюстрация: toonpool.com
Заявление Виктора Януковича вызвало не только большое разочарование, но и показало, что все предположения о готовности России отыграть назад в реализации «крымского сценария» неверны. Напротив, Москва играет на повышение ставок, что неизбежно будет только способствовать эскалации напряженности вокруг украинского кризиса. Тем не менее, какой бы запущенной и необратимой ни казалась украинская проблема, на ее основе можно продумать некий гипнотический кейс дальнейшего выхода из кризиса. Ведь если очень хорошо подумать, интересы всех участников конфликта можно свести к некоему компромиссу, даже если он покажется для кого-то слишком циничным.
Итак, у всех сторон, вовлеченных в украинский кризис, есть своего рода программа-максимум и программа-минимум. Начнем с самого активного игрока – России. Судя по развитию событий, Москва все-таки приняла для себя решение включить Крым в состав РФ. Возможно, что решение не будет принято сразу, однако представить «откат» в реализации сценария «аннексии Крыма» после потока пропаганды за сытую жизнь в составе России будет очень сложно. Да и для Москвы это становится долгосрочным фактором украинской политики: включение Крыма в состав России и показное улучшение жизни там будет неизбежно использовано как полюс притяжения симпатий восточной части Украины. Это будет отдельная большая долгосрочная игра, рычаг влияния на внутриполитическую жизнь Украины.
Итак, Крым – вне дискуссий: Москва намерена поставить жирную точку в вопросе его аннексии, либо, что менее вероятно, – патронажа над непризнанным государством Крым. И это программа-минимум. Программа максимум включает в себя несколько пунктов (и тут у Кремля гораздо меньше возможностей для влияния): это нейтральный статус Украины (отказ от вступления в НАТО), блокирование ассоциации с ЕС, желательно получение контроля над украинской газотранспортной системой, защита русского языка. Мы в данном случае не рассуждаем о том, возможно это или нет. Важно, что эти проблемы объективно входят в круг стратегически важных интересов Кремля, а значит, могут быть вовлечены в орбиту дипломатического торга. Практическая реализация этих интересов возможна исключительно в случае признания Россией новой украинской власти, что Москва категорически отказывается делать. А так как на кону стоит пока реализация только программы-минимум, то есть аннексия Крыма, то признания не может состояться до окончательного решения «крымской проблемы».
В этой связи Западу прежде всего важно усвоить: Москва ни при каких обстоятельствах не будет обсуждать вопрос легитимации новой украинской власти, пока та не откажется от косвенных угроз военного отторжения Крыма. То есть дипломатический выход из кризиса можно искать только после референдума и только после решения российской власти о формате присоединения или иного сценария в отношении Крыма.
Интерес США и ЕС в данной ситуации может быть тоже вполне прагматичным. Это в первую очередь признание Россией новой украинской власти. Далее по пунктам: план постепенной интеграции Украины в НАТО (даже если сейчас это не стоит в повестке дня, это вопрос будущего), реализация интеграционного проекта «Восточное партнерство» на условиях ЕС, реализация новыми украинскими властями планов по либерализации газового рынка, приватизации ГТС (снижение зависимости от России), рыночные реформы, исключение перспективы вступления Украины в Таможенный союз (точнее было бы сказать – отказ России от вовлечения новой Украины в свои интеграционные проекты и отказ от политики шантажа). В интересах США и ЕС также заставить Россию снизить цены на российский газ, так как нынешние условия поставок наращивают огромный украинский долг и повышают риски газовых войн уже этой зимой. Более того, за дорогой российский газ будут платить европейские и американские налогоплательщики, кредитуя новую украинскую власть.