Избирательная кампания кандидатов в мэры Москвы закончилась. Алексей Навальный еще оспаривает результаты выборов и утверждает, что намерен добиваться второго тура, Сергей Собянин, несмотря ни на что, готовится к инаугурации, а остальных кандидатов уже и не видно. Тем не менее о кампании продолжают спорить – такого накала борьбы Россия не видела давно. Пока шесть кандидатов спорили, кто из них лучше справится с коррупцией, пробками и растущими тарифами в столице, родилось несколько ноу-хау, мемов и символов. Причем даже кандидаты, показавшие низкий результат на выборах, участвовали в создании этих символов: «куб Навального», «болгарка Левичева», «дочки Собянина». Slon попросил политологов, журналистов, активистов, следивших за кампанией и участвовавших в ней, рассказать, чем нам запомнятся эти выборы. 

Кубы Навального

Дмитрий Быков,
писатель, член КС оппозиции Кампания запомнилась кубами, газетами, круглыми наклейками, выражением «обратиться в тыкву», сетевой структурой, которая всех перезнакомила, и паникой некоторой части интеллигенции, обвинившей Навального в нацизме.

Василий Гатов,
медиааналитик Если рассуждать о вещах, то я бы назвал куб Навального, потому что это новый формат уличной агитации, ранее не особо применявшийся, тем более с привлечением волонтеров. Это, конечно, штука запоминающаяся, которую все, естественно, будут репродуцировать, пытаясь повторить этот эффект. Мы давно не имели такой внятной и эффективной активности наблюдателей, причем гражданских и не особенно связанных с партиями. Это, конечно, признак очень позитивный и дающий большие надежды. Больше всего раздражало меня и продолжает раздражать, что люди из старого времени (такие, как я) пытаются измерять происходящее мерками по старым лекалам, совершенно забывая, что почти 35 процентов населения название «Советский Союз» знают только из книжек, равно как его реалии. Практически все комментаторы, обращаясь к системе образов, вели разговоры про фашизм, про комсомол и молодых фанатиков, но в контексте XXI века это не тот дискурс, люди сегодня вообще не о том думают. И огорчает стремление видеть везде все купленное, а не искренность, – то есть проецирование собственных практик на практики других людей. Это оспины порочной политической практики, которые непонятно, как лечить.

Красные круглые стикеры

Артем Дертев,
арт-директор клуба ArteFAQ Страна нуждалась и готова была воспринимать новый дизайн общественно значимых событий. Лично меня впечатлила эта, казалось бы, маленькая, но на самом деле ключевая деталь в кампании Навального. Прекрасные формы подачи информации, прекрасные кубы, прекрасные цвета наклеек, прекрасные листовки. К газетам остались претензии, но на фоне убожества агитационных материалов остальных кандидатов газета Навального все равно стала символом большого начала. Знаковой для меня стала и работа с волонтерами, которую провел штаб Навального. Было предложено такое количество вариантов участия в кампании простых обывателей, что только слепые, глухие и не имеющие конечностей поклонники Навального не смогли в ней поучаствовать. Абсолютно понятная маркетинговая интернет-стратегия, абсолютно понятные названия ресурсов (team.navalny, dom.navalny) дали хорошие результаты на выходе. Мне нравится, что Навальный не считает своих избирателей идиотами, а осознает, что большинство населения Москвы живет в ногу со временем и дышит актуальными явлениями.

Волонтеры-агитаторы

Илья Пономарев,
депутат Госдумы от «Справедливой России» Я считаю, что, конечно, это была этапная кампания, которая задала новый стандарт ведения избирательной кампании. Здесь перед Алексеем можно только снять шляпу: он большой молодец, та машина, которую он выстроил для агитации с помощью волонтеров, – она образцовая. Нужно научиться тиражировать ее на регионы, потому что Москва Москвой, а в регионах все по-своему, но будем пытаться.

Кирилл Гончаров,
сотрудник предвыборного штаба Сергея Митрохина Выборы запомнились наличием самой предвыборной кампании. Как минимум три оппозиционных кандидата вели активную работу в поле, встречались с жителями, решали актуальные проблемы. Собянин был поставлен в патовое положение: впервые оппозиция навязывала повестку, а не наоборот. У каждого кандидата были свои оригинальные идеи, штаб Навального апробировал куб, штаб Митрохина организовывал агитацию на роликах и велосипедах. Плюс и тот, и другой спустились в метро и лично агитировали жителей.

Болгарка Левичева

Олег Козловский,
«брат Навального» Для меня, по понятным причинам, одним из самых запоминающихся моментов кампании стала эпопея со вскрытием квартиры «братьев Навального»: самой болгарки я не видел, но искры от нее разлетались по всему коридору. Конечно, здание Госдумы, оклеенное по периметру стикерами и исписанное гневными посланиями граждан. А из материальных объектов – собственно, эти красные круги – стикеры Навального (сейчас уже любая круглая наклейка вызывает ассоциации с Алексеем) и кубы, конечно.

Секта сторонников Навального

Аркадий Бабченко,
независимый журналист Мне эта кампания запомнилась какой-то совершенно запредельной агрессией, каким-то совершенно запредельным уровнем фанатизма, вождизма и сектантства. Казалось бы, вроде и выборы более-менее адекватные, честные, и кандидат от оппозиции есть, и части того, чего мы хотели, мы добились. Но ощущения такие, прошу прощения, что дерьма наелся. Очень неприятные ощущения у меня вот от этого всего.

Станислав Белковский,
политолог Предвыборная кампания запомнилась мне, пожалуй, одним – формированием тоталитарной секты сторонников Алексея Навального. Причем в состав этой тоталитарной секты вошли многие мои знакомые, о которых я еще недавно не думал, что они могут стать жертвой тоталитарной пропаганды. Эта секта включает в себя несколько сотен тысяч человек, возглавляет ее классический сектантский проповедник, и вчерашние события на Болотной площади показали, что Навальный ведет себя именно как классический сектантский проповедник. Среди этих сотен тысяч есть люди и с низким IQ, и с высоким IQ, и мыслящие, и, главное, влиятельные. Тоталитарная пропаганда Навального достигла как глубин, так и высот.

Дочки Собянина

Андрей Клычков,
глава фракции КПРФ в Мосгордуме Эти выборы запомнятся, наверное, новыми подходами к проведению избирательной кампании, попытками активной мобилизации сторонников с использованием интернета, а также своей бессодержательностью. В кампании фактически отсутствовали городские темы, их даже если вносили в повестку, то сразу же благополучно оттуда вытесняли, например, противостоянием Собянин – Навальный. Квартиры дочек Собянина – это все поводы, которые мало коснутся москвичей после избрания мэра. Отсутствовало обсуждение вопросов, что делать с образованием, со здравоохранением, с тарифами, с градостроительной политикой. Это типичный ход для власти – уйти от реальных проблем и заменить их какими-то несущественными.

Срезанные баннеры

Наталья Пушкарева,
волонтер команды Навального Так как я во время кампании поддерживала Навального, воспоминания мои в основном связаны с работой штаба Алексея. Конечно, запомнились кубы, конечно, болгарка Левичева. Запомнились, например, районные газеты, которые выпускались после проведения Алексеем встреч с избирателями того или иного района. Для их издания потребовался напряженный труд многих людей, но, на мой взгляд, он окупился сторицей. Еще запомнились необычные средства агитации, не используемые другими кандидатами: проекторы, наклейки на телефон или компьютер. Ну и неприятные моменты нечестной конкуренции: срезанные баннеры, разбитые стекла машин со стикерами и массовый отказ площадок, типографий и охранных агентств работать с нами с коротким комментарием: «Ну вы же понимаете». Кампания Алексея была уникальной и беспрецедентной, эти воспоминания останутся со мной надолго.

Митинг-концерт под дождем

Юрий Сапрыкин,
шеф-редактор объединенной компании «Рамблер-Афиша» Кубы, красные кружки, агитаторы, которые верят в то, что они говорят и за что они агитируют, невероятное количество новых людей, которых затащило через эти выборы в политику, – причем не в походы на митинги, а в реальное политическое действие и, возможно, в будущем даже в организацию. Странные дебаты, молчание Собянина, концерт под дождем. И невероятный вечер понедельника, когда поражение вдруг обернулось победой и ощущением того, что все только начинается.

Сухой паек от Собянина

Владимир Демидко,
муниципальный депутат района Митино На моей памяти это была самая живая предвыборная кампания. В ней было прекрасно все: и интрига с выдвижением кандидатов, и сам ее ход, конечно же, голосование, и его результаты, и то, что продолжается после этого. Я наблюдал вживую почти все события – на меня сыпались искры левичевской болгарки, капала морось на прямой линии с избирателями на канале «Дождь», я видел трех кандидатов в мэры, стоящих плечом к плечу на митинге против строительства торгового центра в Митино, кубы Навального с живыми волонтерами и спавших под картонками уставших женщин из штабов Левичева и Собянина. Системная оппозиция, бегающая по разрешенному загончику, наконец-то перестала восприниматься москвичами как реальная сила. Оказалось, что провести эффективную избирательную кампанию, не падая под партии, спонсоров, не беря на себя никаких обязательств ни перед кем иным, кроме как перед избирателями, – реально и возможно, вплоть до выигрыша в этой кампании. Партия власти поняла, что время выигрыша выборов на подачках продуктовых наборов, фиктивных встречах с жителями, засилье в СМИ, в крупных городах – закончилось.

Армия наблюдателей

Арсений Бобровский,
соавтор блога KermlinRussia Самое главное на самом деле – это голосование, которое было намного честнее, чем на всех предыдущих выборах, благодаря огромному количеству наблюдателей и нелояльных власти членов УИК. Вот это самое главное.

Очень низкая явка

Елена Ткач,
муниципальный депутат района Пресня Эти выборы запомнились тем, что у нас не было ни одного кандидата, за которого можно было проголосовать, и большинство москвичей так и поступили – на выборы не пошли. Явка была крайне низкой, около 30 процентов, и большинство москвичей дали понять, что это не выборы и голосовать здесь не за кого.

Результат Навального

Александр Кынев,
руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Я думаю, эта кампания запомнится в первую очередь своими результатами. Многие выборы со временем мифологизируются, но в данном случае в памяти останется в первую очередь результат. А двумя самыми яркими событиями станут суд в Кирове и история с болгаркой.

Роман Попков,
бывший политзаключенный, публицист Для меня самый эмоциональный момент произошел вчера во время митинга на Болотной площади. Было много всего интересного и увлекательного, но именно митинг особенно сильно запомнился. Впервые с начала нулевых годов в одном месте собрались тысячи людей, объединенных одним лидером, одной политической платформой. Все-таки история Болотной площади и проспекта Сахарова – это другое: это большие надидеологические коалиции. А вот теперь одна сила благодаря Навальному собралась, и это очень серьезная вещь. Никто, кроме государства с его ресурсами и разнообразных нашистов, до сих пор не мог собрать такое количество единомышленников. Если первая Болотная обозначила всю глубину гражданского неприятия системы, то вчера мы увидели, что появляется альтернатива: новое политическое движение, которое будет дальше крепнуть, разрастаться. На смену неприятию приходит выстраивание альтернативного будущего. В пятницу вечером после дождливого концерта я ехал в метро и видел, как девушка в последние часы раздает последние оставшиеся газеты Навального. Я смотрел ей вслед, у нее был красный стикер на спине, и мне было тоскливо: я думал, что вот уходит вдаль безвозвратно какое-то будущее. Но теперь я понял, что это будущее есть, оно живо и все будет отлично. Главное, люди понимают, что они победили. В целом кампания была очень крутой, и даже западный опыт заиграл в России новыми красками. Картонные прямоугольники с надписью «Навальный» – казалось бы, американщина, но американцы тасуют одну колоду карт полтора столетия, и это уже скучно, а у нас, в суровой российской атмосфере, эти приемы играют новыми красками. Это красиво, торжественно и очень по-русски. Волков и Кац молодцы, и Навальный молодец.