Фото: ИТАР-ТАСС/ Александра Мудрац

Сегодня в газете «Коммерсантъ» опубликована уже четвертая предвыборная публикация российского премьера Владимира Путина в российской прессе. На сей раз статья посвящена развитию демократических институтов в России и борьбе с коррупцией. Предыдущие материалы выходили в газете «Известия» (о новейшей истории и том, как Путин вывел страну из тупика), в «Независимой газете» (статья о национальном вопросе), в газете «Ведомости» («Нам нужна новая экономика»). Slon предлагает вашему вниманию перечень наиболее важных цитат из статьи Путин «Демократия и качество государства. О развитии демократии – «Надо настроить механизмы политической системы таким образом, чтобы она своевременно улавливала и отражала интересы больших социальных групп и обеспечивала бы публичное согласование этих интересов. Могла обеспечивать не только легитимность власти, но и уверенность людей в ее справедливости (в том числе и в тех случаях, когда они оказываются в меньшинстве)».
– «Нам необходим механизм выдвижения народом во власть на всех уровнях ответственных людей, профессионалов, мыслящих в категориях национального и государственного развития и способных добиваться результата. Понятный, оперативный и открытый для общества механизм выработки, принятия и реализации решений  как стратегических, так и тактических». О новых механизмах участия – «Растущее количество информации о политике должно перейти в качество политического участия, гражданского самоуправления и контроля. Прежде всего, это – общегражданское обсуждение законопроектов, решений, программ, принимаемых на всех уровнях государственной власти, оценка действующих законов и эффективности их применения. – «Необходимо улучшение языка правотворчества. Его надо сделать если не благозвучным (в древнем мире законы часто писали стихами для лучшего запоминания), то хотя бы понятным для адресатов норм». – Государство должно соответствовать сложносоставной социальной реальности. «Одно из важных решений здесь  это развитие саморегулируемых организаций. Компетенции и возможности которых должны расширяться. Необходимо избегать бюрократизации саморегулируемых организаций, создания с их помощью «саморегулируемых» барьеров. Для этого требуется полная информационная открытость СРО, их регулярные публичные отчеты обществу и участникам рынка». – «Механизм коллективного отбора оптимальных решений или, как называют его эксперты, краудсорсинг, – должен стать нормой на всех уровнях». – «Нужно предусмотреть и «активное право» – дать возможность самим гражданам формировать законодательную повестку, выдвигать свои проекты и формулировать приоритеты… В этой связи предлагаю ввести правило обязательного рассмотрения в парламенте тех общественных инициатив, которые соберут 100 000 и более подписей в интернете. Разумеется, для этого анонимный интернет не годится – хотя в других случаях он помогает выявлять настроения общества. Нужно будет разработать порядок официальной регистрации тех, кто хочет стать участником такой системы». – «Интернет-демократия должна быть встроена в общий поток развития институтов прямой референдумной демократии. Необходимо, чтобы граждане на городском, муниципальном уровне могли голосовать, выносить на местные референдумы или интернет-опросы свои острые проблемы, выявлять узкие места и способы их расшить». – «Важная задача – изменение работы общественных советов при органах исполнительной власти. Необходимо отказаться от ведомственного подхода к формированию таких советов – их состав должна утверждать, например, Общественная палата России, а для региональных органов – соответствующие общественные палаты». О роли местного самоуправления в развитии демократии – «Демократия большого государства складывается из «демократии малых пространств». Местное самоуправление – это школа ответственности граждан… Считаю, что «профессиональную закалку» политики и государственные администраторы должны получать именно в системе местного самоуправления… Что касается конкретных направлений по повышению действенности местного самоуправления, то, во-первых, оно должно оставаться властью «шаговой доступности» – т. е. муниципалитеты не должны бездумно укрупняться. А во-вторых – муниципалитеты должны стать в полной мере финансово состоятельными и автономными». – «Предлагаю передать на уровень муниципалитетов все налоги от малого бизнеса, который сейчас работает в условиях специальных налоговых режимов. Конечно, при этом необходимо будет сбалансировать полномочия между субъектами Федерации и муниципалитетами». – «Не менее важно обеспечить партнерский характер взаимодействия губернаторов и мэров, региональных и городских заксобраний». – «Надо прекратить устанавливать с регионального уровня показатели для местного самоуправления и увязывать с ними предоставление финансовых ресурсов». – Необходимо решить проблему малых городов, в которых живет значительная часть граждан. «Считаю, надо обеспечить долгосрочный, устойчивый характер доходов таких муниципалитетов (что предполагает стабильный, известный заранее размер регионального трансферта)». О российском федерализме:
– «Потенциал укрупнения субъектов федерации далеко не исчерпан. Но действовать в этой сфере надо разумно и взвешенно. Опираясь на мнение граждан. Нужно учитывать и тот факт, что территории РФ находятся на разном уровне социально-экономического развития <...> Стране необходим сильный, дееспособный, пользующийся уважением федеральный Центр – ключевой политический стабилизатор баланса межрегиональных, межэтнических и межрелигиозных отношений. Конкурентоспособное государство  – «Нам необходимо новое государственное сознание. В центре которого – создание в России лучших, наиболее конкурентоспособных условий для жизни, творчества и предпринимательства». Для этого необходимо: – «разорвать связку «власть-собственность». Должны быть четко установлены границы государства, пределы его вмешательства в экономическую жизнь. – «широко внедрять лучшие, жизнеспособные практики работы госинститутов стран-лидеров. Критерий заимствования – доказанная эффективность, которая будет выражаться для каждого гражданина России в комфорте и удобстве получения госуслуг, в снижении финансовых и временных затрат». – «развивать конкуренцию государственных администраторов – губернаторов, мэров, функционеров – на всех уровнях и во всех случаях, когда это целесообразно. Для этого – наладим мониторинг, выявление и широкое внедрение лучших практик госуправления». – «переходить к стандартам госуслуг нового поколения – основанным не на позиции исполнителя, а на позиции потребителя этих услуг – фирмы, которая проводит груз через таможню, гражданина, который получает справку, автовладельца, оформляющего ДТП». – ужесточить ответственность чиновников за несоблюдение стандартов оказания госуслуг населению и предпринимателям: «внести в законодательство, что за грубое или неоднократное нарушение стандартов полагается дисквалификация. Плохо работающий чиновник должен быть не просто уволен, а на несколько лет лишен права быть государственным или муниципальным служащим». – подобрать «адекватный по уровню квалификации и опыту работы состав государственных служащих. Потребуется внедрение системы оплаты труда государственных служащих, позволяющей гибко учитывать состояние рынка труда, в том числе по отдельным профессиональным группам». – развивать институт омбудсменов – уполномоченных по защите прав. «Мы будем идти по пути специализации и профессионализации этого института. Считаю, что институт уполномоченных по защите прав предпринимателей должен появиться в каждом субъекте Федерации». О борьбе с коррупцией:  – «нужно разделить не только власть и собственность, но исполнительную власть и контроль за ней. Политическую ответственность за борьбу с коррупцией должны совместно нести и власть, и оппозиция». – «законодательно закрепить новый порядок выдвижения кандидатур на должности Председателя и аудиторов Счетной палаты, формирования списка назначаемой части Общественной палаты. Кандидаты должны выдвигаться не Президентом, как сейчас, а Советом Государственной Думы на основе согласия с кандидатурой всех фракций. – парламентариям надо подумать над наполнением реальным содержанием заложенной в законе процедуры парламентских расследований». – выделить коррупционноопасные должности – «как в аппарате исполнительной власти, так и в менеджменте госкорпораций, занимающий их чиновник должен получать высокую зарплату, но соглашаться на абсолютную прозрачность, включая расходы и крупные приобретения семьи».