Фото: Дмитрий Духанин / Коммерсантъ

В Думе продолжают затягивать рассмотрение законопроекта о парламентских выборах. Профильный Комитет по конституционному законодательству и госстроительству предложил перенести внесение поправок, которые должны были быть готовы к ноябрю этого года, на февраль 2014-го. Таким образом, принятие закона, о котором говорил еще президент Медведев в своем послании Федеральному собранию в декабре 2011-го, откладывается на неопределенный срок.

Законопроект должен был ответить на вопрос, какое количество одномандатников все-таки будет в новой Думе начиная с 2016 года. Сейчас нижняя палата парламента избирается только по партийным спискам. Региональные и муниципальные заксы выбирались по смешанной системе: половина по спискам, другая как одномандатники. Однако закон, уменьшающий часть мандатов в регионах по партспискам до 25%, принят Госдумой на прошлой неделе. По статистике, не раз говорили эксперты, в большинстве случаев в одномандатных округах выигрывают представители «Единой России».

Насколько еще может затянуться принятие закона о думских выборах? По словам вице-президента Центра политических технологий Алексея Макаркина, главное сейчас – определиться, будет ли это распределение выглядеть как половина на половину, или партийные списки станут выглядеть символически: одна четверть. Возможно, полагает Макаркин, федеральный центр будет ждать следующей осени, чтобы посмотреть на то, как одномандатники выступят на выборах в Мосгордуму. Но законопроект может быть принят и раньше, если будет найден оптимальный формат, добавляет эксперт.

А зампред профильного комитета, депутат от КПРФ Вадим Соловьев не исключает, что «могут дотянуть до 2016 года, когда должны состояться выборы в Госдуму, чтобы можно было лучше сориентироваться». «Все расчеты показывают, что у "Единой России" будут серьезные проблемы с выборами по партийным списком. В администрации президента сейчас пытаются лихорадочно решить, кто же выйдет на первое место: "Единая Россия" или Народный фронт? Если Народный фронт – они выдвинут авторитетных людей в регионах. Это и врачи, и рабочие, и работники правоохранительных органов. И попытаются падение авторитета "Единой России" закрыть полностью одномандатниками Народного фронта. Но пока решение такое не принято. И именно с этим я связываю его бесконечное откладывание», – говорит он.

Правда, бывший заместитель секретаря генсовета партии власти, а сейчас – руководитель научного совета Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков считает, что ОНФ все-таки не станет полноценной политической структурой. Что же касается сроков, то вряд ли с принятием закона дотянут до 2016 года: есть негласное правило, что нельзя менять перед выборами законодательство меньше чем за год.

По словам Чеснакова, вопрос стоит о выживаемости старых партий, тех, которые уже находятся в парламенте. При смешанной системе риски, что они не попадут в Думу даже при пятипроцентном барьере, чрезвычайно велики. «Известно, что с большими проблемами столкнутся одномандатники КПРФ и ЛДПР. Партии пока только в общих чертах понимают, как они будут выстраивать свою стратегию», – говорит он. Что же касается власти, то ей сейчас важно иметь достаточно точные расчеты: а что же будет представлять из себя парламент по новой схеме? Исходя из этого, надо будет выстраивать коалиционные стратегии. Пока, считает Чеснаков, «для них это достаточно сложная модель и они не готовы ответить, насколько смогут двигаться». При этом существует опасность, что не будет достигнута главная задача – повышение доверия граждан к результату, легитимация результатов выборов. «Смешанная система может привести к ситуации не столь благоприятной. Вполне возможно, что граждане увидят не совсем ту Думу, на которую рассчитывают. Надо будет объяснить людям, почему "Единая Россия" получает 35–40%, а в Государственной думе имеет представительство 70%. А такой результат не исключен, если она хорошо выступит с одномандатниками, – с учетом того, что они все будут работать с представителями исполнительной власти», – говорит он, указывая на то, что уже сейчас перераспределение голосов в пользу победителя после применения барьера вызывает некоторое недовольство со стороны граждан. Речь идет о том, что голоса в пользу партий, не прошедших 7-процентный барьер, соответственно уходят партиям-победителям. Именно так «Единая Россия», получившая на выборах в Госдуму в 2011-м 49,5%, все-таки смогла удержать контроль над парламентом. «Затягивание процесса принятия законопроекта демонстрирует кашу в головах. Это по меньшей мере выглядит как признание некомпетентности или признание того, что у них нет и не было сформулированной стратегии политической реформы», – считает бывший идеолог партии власти.