© Fotolia/PhotoXPress.ru

Государственно-патриотический клуб «Единой России» во главе с председателем Комитета Госдумы по безопасности Ириной Яровой предложил свой вариант ужесточения закона для пьяных водителей. Яровая пытается перехватить уже ранее согласованную фракцией инициативу зампреда Комитета по госстроительству Вячеслава Лысакова (он также возглавляет аппарат «Народного фронта»), который уже направил свой законопроект на отзыв в правительство и Верховный суд.

С чего все началось

Ужесточить наказание за езду в пьяном виде власти решили после страшной аварии на Минской улице. Подготовкой законопроекта занялся депутат Лысаков. Его документ был согласован с руководством партии и негласно – с правительством, которое пролоббировало возвращение балльной системы за нарушения. Лысаков, несмотря на то, что лично выступал за необходимость отменить нулевую промилле, поскольку эта норма коррупционна (на руках у него были заключения экспертов о том, что у некоторых людей организм работает так, что «ноль» просто невозможен), отправил законопроект на отзыв в правительство и ВС – так, как велела фракция: он уступил.

24 ноября в своем видеоблоге премьер-министр и председатель «Единой России» Дмитрий Медведев предложил повысить штрафы для пьяных водителей, нарушающих правила дорожного движения. По мнению Медведева, проезд на красный сигнал светофора, превышение скорости или выезд на встречную полосу в пьяном виде должны караться полумиллионными штрафами в Москве и Санкт-Петербурге и 250-тысячными – в других городах России. Его предложение вызвало всплеск негодования в интернете. Блогеры называли сумму штрафов несоразмерными средней зарплате по стране, а эксперты предостерегали, что их введение приведет к росту коррупции на дорогах. Среди критиков оказался даже лидер «Гражданской платформы» Михаил Прохоров: он предложил премьеру самому первому выплатить такой штраф, когда он со своим кортежем будет выезжать на красный свет и встречную полосу, мешая другим участникам движения и создавая пробки.

Яровая попала в Госдуму благодаря тому, что именно ей достался мандат Медведева, поэтому неудивительно, что именно ее партийный клуб инициировал в среду обсуждение предложений премьера.

Поправили Медведева

В результате сегодня единороссы решили значительно смягчить предложения премьера. Тюремные сроки будут грозить лишь тем, кто виновен в гибели людей на дорогах, то есть в случае, если по вине пьяного водителя погиб один человек, виновника аварии накажут на срок от двух до 10 лет. Если погибли два человека и более – то уже на 5–15 лет тюрьмы, резюмировала многочасовые обсуждения на государственно-патриотическом клубе партии глава Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции.

Яровая предложила наказывать тех, кто уже лишен водительского удостоверения за езду в пьяном виде, но продолжает садиться за руль и нарушать ПДД на 250 тысяч рублей. Что вдвое меньше той суммы, которую предлагал Медведев в своем видеообращении полторы недели назад. В случае если у нарушителя не найдется свободных 250 тысяч рублей, его могут приговорить к принудительным работам. В этом случае из заработка осужденного будут ежемесячно вычитать от 5 до 20% на погашение госдолга.

«Мне сложно представить, кто из водителей будет платить полумиллионные штрафы», – явно иронизировал по поводу предложения премьера зампред Комитета по безопасности Госдумы Александр Хинштейн. «Разве что Ксения Собчак. Ей недавно, кажется, вернули миллионы евро», – тут же отозвался председатель Комитета по труду Андрей Исаев. Депутаты захихикали. Кто-то из них предположил, что Собчак за рулем не ездит, а пользуется такси или даже спускается в метро. После этой реплики к обсуждению инициативы премьера думцы больше не возвращались. Их заняла другая идея – как сделать так, чтобы штрафы больно ударили по карманам и тех, кто ездит на дорогих «Ауди», и тех, кто может позволить себе только отечественные «Жигули». Ведь в первом случае водитель даже не заметит уплату 250-тысячного штрафа, а вот небогатый россиянин, наоборот, потратит на выплату штрафа несколько лет. Андрей Исаев предложил соразмерить сумму штрафа с уровнем зарплаты водителя или хотя бы со стоимостью его автомобиля. Но Хинштейн с ним не согласился, заявив, что многие россияне получают копеечную «белую» зарплату и управляют автомобилями, которые по бумагам им не принадлежат. Так что от этой идеи единороссы решили пока отказаться.

Затем депутаты полчаса придумывали, как еще можно наказать пьяных автомобилистов. Вице-спикер Госдумы Сергей Желязняк предложил увольнять с госслужбы тех чиновников, которые были замечены в употреблении алкоголя за рулем. «Это же должно касаться и сотрудников правоохранительных органов», – подчеркнул он. По словам Железняка, пьяных водителей уже сейчас исключают из партии власти, и такой опыт осталось распространить на остальные госорганы.

Яровая раскритиковала Лысакова за его желание ввести допустимый уровень промилле. Ирина Яровая с полной уверенностью заявила депутатам, что ни кефир, ни квас, ни лекарственные препараты не влияют на содержание алкоголя в выдыхаемых парах воздуха, и вводить минимально допустимые нормы алкоголя в крови, по ее мнению, нет никакой необходимости. Чтобы доказать это, помощники Яровой, сказала она, специально купили алкотестер и проверили это на себе.

Затем и вовсе заявила, что законопроект Лысакова принять невозможно: там есть ряд позиций, с которым профессиональное сообщество не согласится (а президиум фракции, заметим, согласился). Яровую попытался урезонить руководитель Комитета Госдумы по конституционному законодательству, единоросс Владимир Плигин, который принимал участие в подготовке законопроекта Лысакова. Все доводы она отмела тем, что «у вас есть пьяные велосипедисты», и заверила, что уже заручилась поддержкой правительства.

Фронтовик Лысаков отступать не намерен, поскольку, если принять законопроект, который предлагает Яровая, без отмены нулевой промилле повышается риск, что невиновные люди будут вынуждены платить взятки, штрафы или будут лишены водительского удостоверения. «При этом у таких водителей не будет никаких гарантий, что в следующий раз за те же сотые доли промилле их не посадят в тюрьму. По данным МВД и двух судов, только за октябрь не менее 12% водителей были лишены прав менее чем за 0,2 промилле содержания алкоголя в крови. В масштабах страны около 40 тысяч человек уже сейчас лишают прав несправедливо. Увеличивать в десятки раз штрафы нужно только для водителей с высокой степенью опьянения. Например, с уровнем алкоголя свыше одной промилле», – сказал он Slon.