© Flickr.com/D E M
Неравенство может быть не только имущественным, но и образовательным. Во-первых, люди обладают разными способностями, личными качествами и так далее. Во-вторых, на это естественное неравенство наслаиваются социально-экономические факторы. Если к хорошему образованию имеют доступ только обеспеченные люди, это неизбежно приводит к порочному кругу: часть бедных вынуждена зарывать свой талант в землю, это плохо влияет на экономическое развитие, что опять же способствует неравенству и так далее.
Одной из целей создателей российского Единого государственного экзамена было уравнять условия поступающих. Условно говоря, чтобы МГУ или МГИМО не оккупировали богатые москвичи с доступом к лучшим репетиторам из этих вузов. Однако в борьбе за выравнивание игрового поля ЕГЭ пока терпит поражение. Как выяснили недавно Илья Прахов и Мария Юдкевич из Высшей школы экономики, результаты экзамена по-прежнему зависят от уровня дохода семей абитуриентов.
О том, что богатство школ, куда ходят ученики, мало связано с их учебными достижениями, а первостепенную важность имеют семейные условия, стало известно еще полвека назад, когда в США вышел нашумевший «Доклад Коулмена» (1966). С тех пор эта тенденция находила подтверждение в разных странах. Одна из последних попыток – исследовательский проект Тимура Натхова и Натальи Козиной, которые решили проанализировать результаты международного тестирования знаний подростков-школьников по программе PISA в 72 странах (препринт их работы есть на сайте НИУ ВШЭ).
Ученые выявили заметное влияние ряда семейных обстоятельств на результаты тестов. В таблице ниже приведен пример – как влияют такие параметры, как наличие отца в доме или профессия родителей, на результат теста по математике в России. Самая весомая характеристика – профессия родителей. Если хотя бы один из них – высококвалифицированный «белый воротничок» (менеджер или специалист), то результат увеличивался в среднем на 30 баллов. Даже наличие книг в доме в среднем добавляет к результату вдвое меньше (+15). Главными отрицательными факторами почему-то оказались проживание бабушек и дедушек вместе с ребенком (возможно, на успеваемости сказывается стесненность жилищных условий), а также пол испытуемого (девочки сдавали математику чуть хуже мальчиков).
Влияние семейных обстоятельств на результаты теста по математике в России,
баллы PISA, 2009
Уровень образования матери | +7 |
Уровень образования отца | +4 |
Родитель – высококвалифицированный профессионал | +30 |
Отец работает полный рабочий день | +7 |
Наличие книг в доме | +14 |
Отец живет вместе с ребенком | +10 |
Сестры живут вместе с ребенком | -9 |
Бабушки и дедушки живут вместе с ребенком | -13 |
Испытуемый – девочка | -10 |
Средний результат в России | 468 |
Источники: НИУ ВШЭ, PISA
Если провести анализ по странам, окажется, что общее влияние семейного фактора будет разным. Так, в России им можно объяснить только 16% разброса в способностях учащихся в естественных науках и математике. Как видно из таблицы ниже, семья играет заметно большую роль в школьном образовании в Штатах, Израиле или Болгарии (Slon уже писал о том, что разрыв в знаниях и навыках между учениками из богатых и бедных семей в США выше, чем в России, хотя американские школьники в среднем сдают PISA лучше).
Общее влияние семейных обстоятельств на результаты тестов PISA
%, 2009
Источник: НИУ ВШЭ
С другой стороны, Натхов и Козина обнаружили, что затраты на образование в доле от ВВП или в расчете на одного ученика не оказывают практически никакого влияния на образовательное неравенство в исследованных странах. Это говорит о том, что проблему не решить простыми денежными вливаниями. Оказалось, что неравенство в образовании связано с такими переменными, как доступность детских садов, качество медицинского обслуживания и уровень социального неравенства вообще, выяснили специалисты ВШЭ. Все это еще раз говорит о том, что к развитию человеческого капитала в стране нужен тонкий и комплексный подход: заваливание деньгами одной конкретной сферы вряд ли поможет.