С 1 июня вступает в действие запрет на курение в барах и ресторанах. Еще в апреле мы начали собирать в сообществе нашего кулинарного проекта Meet & Greet названия московских баров и ресторанов, в которых не курят. А потом придумали поставить эксперимент: предложили дружественным заведениям, в которых были залы для курящих, хотя бы на время ввести полный запрет. Кто-то рискнул ввести запрет всего на один день, кто-то продержался неделю, другим это дело так понравилось, что они ввели постоянный Smoke Free режим. В общей сложности эксперимент продлился больше месяца. На этой неделе мы подвели итоги и задали хозяевам заведений три вопроса: почему вы решили перейти на Smoke Free? Потеряли ли постоянных клиентов? Как Smoke Free отразился на выручке? И попытались подвести общие результаты.

Гастротека «Простые вещи» на Пятницкой
с 1 мая полностью стала некурящим заведением

Катя Метелица,
PR-директор сети ресторанов Мы вообще-то давно об этом подумывали, но ждали весны, чтобы не гонять людей на мороз. Перенесли пепельницы на улицу, и все. Более того, одна из веранд у нас тоже некурящая. Ни от одного, кажется, гостя не было ни слова возражения, все безропотно идут курить на улицу, если до этого сидели внутри или на некурящей веранде. Мне кажется, им это даже нравится: есть повод как-то размяться, переместиться в пространстве. Тем более у нас не клуб, просто кафе, и особых поводов перемещаться нет. А тут приходит компания, кто-то уходит вместе курить, иногда в этом чувствуется какая-то интрига. Несомненно, курить стали меньше. Сигареты почти не покупают – ну, и хорошо, для нас это совершенно несущественно. Выручка увеличилась, но это, конечно, за счет того, что прибавились места на верандах. Очень рады любители вина, к нам ходят именно продвинутые любители, у нас же винная школа. Даже, как ни странно, те, кто иногда курят сами. Дым искажает восприятие хорошего вина, там же важен аромат. Вообще чужой дым не нравится никому, а на улице всегда можно отойти на шаг дальше, и все дела. Я думаю, мы никого не потеряли. Сейчас очень многие приходят с маленькими детьми, не знаю, повлияла ли на это антитабачная кампания. У нас и раньше не было особо накурено, курящая зона была очень небольшая и с хорошей вытяжкой. В общем, никакой особой интриги нет, все вполне радужно.

Вероника Мнацаканова,
заместитель генерального директора гастробара Funky Lab Эксперимент продлился один день. Мы проводили собственное анкетирование и выяснили что 37% опрошенных были за курение, а 68% против, но при этом из этих 37%, которые за курение, – 88% постоянные гости, остальные пришли первый раз. Эти цифры для нас важнее, чем результаты однодневного эксперимента. Мы видим, что потеряем постоянных гостей, что для нашего нелучшего локейшена весьма опасно. Мы не исключаем, что, отменив курение, мы привлечем новую аудиторию, и может оказаться, что новая будет еще лучше, но как говорится, лучшее враг хорошего. Подождем повсеместной отмены и покорно присоединимся.

Андрей Рябечков,
генеральный директор «АРПИКОМ» (рестораны Goodman, «Филимонова и Янкель»)  Следить за своим здоровьем, бегать, правильно питаться – это растущий тренд, и лично мы его поддерживаем. Фиш-хаусы «Филимонова и Янкель» развивают культуру здорового питания и образа жизни, поэтому курящих посетителей здесь меньше 30 процентов и эксперимент мы проводили именно здесь. А наш эксперимент подтвердил, что глобально запрет на посещаемость ресторанов не влияет. Конечно, если закон будет действовать повсеместно и у одних заведений не будет преимуществ перед другими. Мы уже столкнулись с законом о запрете курения в ресторане Goodman в Киеве в 2012 году. Гости около четырех месяцев привыкали, были претензии, но не к ресторану, а к закону в целом. А потом все привыкли, и многие отказались от вредной привычки. На выручке это не отразилось никак.
 
Николай Архипов,
управляющий ресторана «Филимонова и Янкель» на Земляном Валу Эксперимент продлился два дня. Сложно сказать насчет выручки, мы стали некурящими в майские праздники, и гостей было не так много, все улетели отдыхать. Постоянных гостей мы не потеряли, так как о переходе на бездымный режим предупреждали заранее. Никто не нарушил правил, все отказались от курения, даже персонал ресторана. Хостес на входе рассказывала гостям об эксперименте, были две компании, которые собирались подыскать себе другой ресторан для ужина, но решили остаться и не пожалели. На выручке эксперимент не отразился, если и были какие-то колебания, то в пределах обычной десятипроцентной погрешности.
Ресторан «Дорогая, я перезвоню…»
с 1 мая полностью стал некурящим заведением

Александр Белоногов,
креативный директор Мы решили не тянуть с этим вопросом, все же с 1 июня к этому придут все. Мы взяли на себя бремя первопроходцев. Никаких кардинальных изменений в составе публики не произошло. Даже появились новые посетители, которых это правило только порадовало. Все цифры остались в рамках обычных колебаний. Публика с пониманием отнеслась к новым правилам, и никаких эксцессов не было, переход к «некурящему» режиму прошел плавно и мягко.

Светлана Дробот,
совладелец ресторана Bora Bora Grill Эксперимент продлился один день. День прошел хорошо. Многие гости положительно реагировали на проводимую акцию и даже поддержали нас. В этот день мы потеряли всего четыре стола, что незначительно повлияло на общую выручку. Постоянные гости совершенно спокойно готовы были пожертвовать курением. Многие положительно реагировали и поддержали нас.
 
Андрей Абрамов,
управляющий винного бара «Винтаж» Эксперимент продлился один день. Я захотел посмотреть, как будут реагировать гости на это ограничение. Часть постоянных гостей, которые сами курят, сказали, что это правильное решение, так как сигаретный дым искажает аромат вина, и они сами готовы курить на улице, но при этом сидеть в помещении без посторонних запахов. Другие считают, что запрет на курение ограничивает их свободу и желание пить любимое вино и курить сигареты или сигары. Но серьезного изменения выручки не было. Впрочем, мы это сделали в период майских праздников, а в это время гостей у нас меньше обычного. У нас два зала, курящий и некурящий, по предыдущему опыту могу сказать, что лишь немногие гости уходят, если в курящем нет мест. Постоянные гости от нас не ушли, ведь в перспективе запрет на курение неизбежен.

***

Всего в неделе Smoke Free в майские праздники приняли участие шесть заведений. В общей сложности за время эксперимента наша некурящая шестерка потеряла пять столов (ушли гости) и одного постоянного клиента. По результатам опроса, около 40% гостей высказались за курение в ресторанах, а 60% поддержали запрет. Выручка осталась стабильной; в одном из заведений она выросла на 10%, в другом – уменьшилась на 7%. 

из

Ресторан Bora Bora Grill

Кофехауз

Гастробар Funky Lab

Гастротека «Простые вещи»

Винный бар «Винтаж»

Ресторан «Филимонова и Янкель»