Вооруженный сепаратист на обломках малайзийского «Боинга-777». Село Грабово Донецкой области. Фото: REUTERS / Maxim Zmeyev

Днем 17 июля в Донецкой области Украины в районе города Торез был сбит самолет, выполнявший рейс компании Malaysia Airlines из Амстердама в Куала-Лумпур. Свою причастность к происшествию опровергли как украинские власти, так и сепаратисты. Кто и зачем сбил гражданский самолет? Почему он летел над зоной боевых действий? Что случилось с Ан-26, который сепаратисты, по их же сводкам, сбили примерно в то же время в том же месте? Slonищет ответы на самые главные вопросы по следам катастрофы (текст дополняется). 

1. Могли ли донецкие ополченцы сбить «Боинг»? 

Президент Украины Петр Порошенко возложил ответственность за крушение самолета на донецкое ополчение. Премьер-министр самопровозглашенной Донецкой народной республики Александр Бородай в свою очередь заявил, что ополченцы ДНР не могли сбить «Боинг», так как у них нет зенитных вооружений, поражающих объекты на высоте 10 километров. Однако в конце июня боевики сообщали, что захватили украинскую воинскую часть вместе с находившимся на ней ЗРК «Бук».

Чем сбили Ан-26. Вот это захваченный спецназом ДНР Бук. Починили, работает))) http://t.co/96Ihzp5Iow pic.twitter.com/Wl7IHHdnhd

— Anna (@SantaFantik) July 15, 2014
Военный эксперт Павел Фельгенгауэр напомнил Би-би-си, что 14 июля сепаратистам удалось сбить транспортный самолет Ан-26, который летел на высоте 6 тысяч метров. Это может означать, что в их распоряжении имеются более совершенные виды оружия, чем ПЗРК, которые «выше трех километров не стреляют». «Конечно, им вполне могли передать более совершенные системы – "Бук" или, скажем, "Осу"», – допускает Фельгенгауэр.

«Самолет был сбит с земли средством ПВО дальностью свыше 10 тысяч метров – этими средствами обладают и ополченцы, и украинские военные. Честно говоря, квалификация тех и других примерно одинаковая», – пояснил Slon военный эксперт Павел Гольц. По мнению Фельгенгауэра, произошедшее, скорее всего, стало результатом ошибки – никто не хотел сбивать малайзийский «Боинг»: скорее всего, гражданское воздушное судно не удалось отличить от военного. Так, в 2001 году украинские ПВО по ошибке сбили гражданский самолет – это произошло с лайнером Ту-154М российской авиакомпании «Сибирь» (ныне – S7).

МВД Украины в пятницу опубликовало видео, на котором, как утверждается, запечатлен зенитно-ракетный комплекс «Бук», сбивший малайзийский «Боинг» в Донецкой области. Ролик выложил в фейсбуке глава ведомства Арсен Аваков. По его словам, видео было снято в Краснодоне, Луганская область, – около границы с Россией.

https://www.youtube.com/embed/L4HJmev5xg0

«Подразделениями скрытого наблюдения МВД Украины сегодня, 18 июля, в 4:50 утра зафиксирован тягач с загруженным гусеничным ракетным комплексом, двигающийся по направлению через Краснодон, в сторону границы с Российской Федерацией. На видеозаписи видны расчехленные ракеты. Две ракеты на месте – средняя не просматривается», – написал Аваков.

В комментариях один из читателей указал главе МВД Украины на то, что ЗРК «Бук» несет четыре ракеты, а не три.

2. Летают ли самолеты над зоной боевых действий?

8 июля Госавиаслужба Украины официально закрыла воздушное пространство над Донецкой и Луганской областями. Однако через несколько часов после крушения предприятие «Украэрорух» сообщило, что эшелон, на котором шел разбившийся на Украине самолет, был открыт для международных транзитных полетов.

«Полеты выше эшелона 320, то есть высоты 9,6 тысячи метров, были разрешены авиационными властями страны», – пояснил ИТАР-ТАСС источник в «Украэронавигации». Международная ассоциация воздушного транспорта заявила, что в воздушном пространстве, где шел разбившийся самолет, не было ограничений на полеты.

Представитель ДНР сообщал, что полеты гражданской авиации в воздушном пространстве Донецкой и Луганской областей осуществляться не могут, поскольку в регионе разрушена вся соответствующая инфраструктура. «Диспетчерское сопровождение всех пассажирских рейсов осуществляется из Киева. Каким образом там мог оказаться самолет, непонятно, – сказал он. – В ходе боев в аэропорту Донецка была взорвана вышка связи, которая входит в единую диспетчерскую систему. Самолеты не могут здесь летать». 

На сайте flightradar24.comвидно, что гражданские самолеты стараются облетать зоны боевых действий – Сирию, Палестину и Афганистан. 


3. Что случилось с Ан-26?

17 июля штаб Стрелкова отчитался о сбитом под Донецком самолете, который ополченцы назвали военно-транспортным Ан-26 ВВС Украины. Место и время практически совпали с моментом, когда малайзийский «Боинг» пропал с радаров. При этом об обнаружении каких-либо иных обломков, кроме упавшего «Боинга», не сообщалось. На странице «Сводки от Стрелкова Игоря Ивановича» в соцсети «ВКонтакте» появилось следующее сообщение:

Как только стало очевидно, что на востоке Украины рухнул пассажирский самолет, летевший из Амстердама в Куала-Лумпур, сообщения о сбитом Ан-26 стали удалять из соцсетей, а аккаунт ДНР в твиттере удалил пост от 29 июня о захваченном комплексе «Бук».

В начале недели в Луганской области ополченцами также был сбит Ан-26. В самолете находились восемь человек. Четверо членов экипажа были спасены, еще двое были задержаны ополченцами, судьба еще двоих была неизвестна. Минобороны Украины тогда предположило, что транспортник был поражен ракетным оружием с территории России.

«Исходя из данных, переданных украинскими летчиками, рассматриваются две версии: выстрел был осуществлен из ракетного комплекса «Панцирь» или самонаводящейся ракетой Х-24 класса «воздух-воздух», которая была выпущена из самолета, поднятого с российского аэропорта Миллерово», – заявил спикер СБУ Андрей Лысенко.

Между тем представители самопровозглашенной Луганской народной республики заявили, что Ан-26 был сбит сепаратистами из ПЗРК. Сепаратистам и ранее удавалось сбивать крупные самолеты украинских ВВС, в частности транспортник Ан-26 над Славянском, а также десантный Ил-76 в аэропорту Луганска. Однако в обоих случаях они летели на небольшой высоте.

4. Почему «Боинг» отклонился от маршрута?

Согласно сайту flightradar24.com, ежедневный маршрут рейса MH 17 Амстердам – Куала Лумпур в районе Черного моря был стабильным: он проходил над городом Торез Донецкой области. В архиве сайта видны отклонения к югу от обычного маршрута не более чем на 35 километров 21, 22, 26 июня а также 1, 2, 12, и 13 июля. За весь месяц только 17 июля, в день катастрофы маршрут прошел севернее Тореза, но отклонение не было значительным – всего 6 километров. 

Насколько это обстоятельство способствовало трагедии, сказать трудно. На связь с авиадиспетчерами ростовского центра «Стрела» самолет в день катастрофы не выходил, заявили официальные представители ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения», в состав которого входит «Стрела». «Полет воздушного судна над территорией Украины вплоть до того момента, когда оно пропало с радаров, полностью находился под ответственностью украинских диспетчеров Днепропетровского РСП государственного предприятия "Украэрорух"», – говорится в официальном сообщении госкорпорации на сайте Росавиации. Остается открытым вопрос, могли ли повлиять диспетчеры Польши и Украины на выбор маршрута.

Трекинг рейса MH17 в течение месяца (17 июня – 17 июля 2014)

Расстояния указаны приблизительно
Две недели (28 июня – 17 июля 2014) Источник: flightradar24.com

5. Что мы узнали из записи СБУ?

Служба безопасности Украины выложила запись переговоров, предположительно, донецких сепаратистов касательно сбитого в Донецкой области пассажирского авиалайнера. Запись включает в себя несколько отдельных разговоров. Сначала Игорь «Бес» Безлер докладывает, как указано в сопроводительном тексте, полковнику ГРУ ВС РФ Василию Геранину о том, что группой «Минера» сбит самолет, который «упал за Енакиево». 

https://www.youtube.com/embed/V5E8kDo2n6g

Затем человек с позывным «Майор» докладывает собеседнику с позывным «Грек», которого называет Сашей, о том, что борт оказался гражданским. «Грек» спрашивает, было ли на борту какое-либо вооружение, на что получает ответ: «Вообще ничего». Также «Майор» докладывает о найденных на месте документах «индонезийского студента из института Томпсона».

СБУ ранее неоднократно выкладывала записи переговоров сепаратистов. Можно сказать, что слава командира вооруженного сопротивления в Славянске Игоря Стрелкова началась после того, как в интернет выложили запись его разговоров с российскими координаторами.

6. Можно ли верить испанскому авиадиспетчеру?

Вскоре после крушения лайнера российские СМИ, в частности Russia Today, начали активно цитировать испаноязычного пользователя @spainbuca, утверждавшего, что он работает авиадиспетчером в аэропорту Борисполя. Из его сообщений можно сделать вывод, что «Боинг» якобы сопровождали два украинских истребителя.

«Самолет летел в сопровождении двух украинских истребителей до того момента, как пропал с радаров», – утверждал автор блога. «Радары все засекли, для неверующих. Сбил Киев. Мы это здесь все знаем, и военные тоже», – писал он. По его словам, от военных пришло подтверждение, что самолет был уничтожен ракетой с земли и не с территории, контролируемой ополченцами.

Далее он сообщил об угрозах в свой адрес и выдал конспирологическую версию: «Несколько дней назад я говорил, что военные хотят восстать против Порошенко. А это может быть способом. Под командованием Тимошенко».

До 17 июля пользователь @spainbucaо самолетах практически не писал, зато активно поддерживал «Новороссию» и критиковал киевскую власть. Один из пользователей твиттера еще в апреле, обвинив @spainbucaво лжи, напомнил: чтобы быть диспетчером в любом аэропорту Украины, нужно быть гражданином Украины. В пункте 3.1 соответствующего приказа Министерства транспорта Украины об этом сказано

На испаноязычных форумах не раз обсуждали «авиадиспетчера»: одни отмечали, что он пишет не как настоящий испанец, еще кто-то удивлялся, что этот Карлос не знает английского, что для авиадиспетчера невозможно. К утру пятницы по московскому времени страница была удалена.

7. Могли ли радары ЦРУ разглядеть удар по самолету?

Американская разведка подтвердила, что малайзийский «Боинг-777», разбившийся под Донецком, был сбит ракетой класса «земля-воздух», сообщила газета The Wall Street Journal. При этом спецслужбы пока не могут определить, кто именно ее выпустил. По данным CNN, тепловой след от ракеты рядом с авиалайнером засек радар. Сейчас американские эксперты анализируют траекторию полета снаряда, чтобы определить его принадлежность.

Пентагон действительно может располагать подобной информацией, считает Павел Фельгенгауэр. «Во всяком случае, когда в 2001 году С-200 сбила борт Ту-154 над Черным морем, они сразу знали, откуда примерно ракета вылетела, и все такое. Вдоль границы Украины с Польшей и Румынией летают самолеты НАТО «Авакс», на земле они, конечно, на такое расстояние не видят, а воздух видят. Так что какая-то объективная информация у них есть. Наверняка есть она и у России», – говорит военный эксперт.

Вероятно, он ошибается: радар AWACS контролирует воздушную среду максимум на 650 км, замечая при этом лишь крупные цели, а не зенитные или авиационные ракеты с малой эффективной отражающей поверхностью. Американские радары летают над Румынией, не залетая в международные воды над Черным морем, а значит, они видят территорию максимум до Запорожской области (от Одессы до Донецка по прямой приблизительно 650 км). Цель их полетов – разведка обстановки над Крымом и югом Украины, а восток страны они не видят.

8. Что такое установка «Бук»? Могла ли она оказаться у сепаратистов?

Зенитно-ракетный комплекс «Бук» был разработан в СССР в 70-е годы прошлого века. С тех пор было создано несколько модификаций: 9К37 «Бук», 9К37М1 «Бук-М1», 9К37М1-2 «Бук-М1-2», 9К317 «Бук-М2» и другие. В прошлом году были завершены испытания комплекса 9К317М «Бук-М3». Его поставки в войска могут начать в конце 2015 года.

Производством «Буков» (М1-2 и М2-Э) в России сейчас занимается концерн «Алмаз-Антей». В ночь на четверг компания наряду с «Калашниковым» и рядом других оборонных предприятий была включена в санкционный список США. Представители «Алмаз-Антея» утверждают, что новые меры практически не скажутся на ее работе, бизнеса с американцами он не вел. Помимо продукции военного назначения, предприятия концерна делают вполне мирные вещи вроде автозаправок, электротележек и автоматизированных систем для управления поездами метро.

ЗРК «Бук-М1» на вооружении у украинской армии

https://www.youtube.com/embed/RkEfl3NxRQE

В версиях о крушении самолета фигурируют модификации «Бук» и «Бук-М1», разработанные еще в советские годы (более поздние модификации, созданные в РФ, не поставлялись украинской армии). ЗРК является самоходным, то есть способным передвигаться по полю боя со скоростью до 65 км/ч.

Комплекс «Бук-М1» состоит из четырех частей (каждая из них – отдельная машина):

командного пункта 9С470M1 (выбирает наиболее опасные цели и распределяет их между подчиненными огневыми установками, экипаж – 6 человек), станции обнаружения и целеуказания 9С18M1 «Купол-М1» (обнаруживает и распознает воздушные объекты в радиусе до 120 км, после чего наводит на них зенитные управляемые ракеты, экипаж – 3 человека), самоходной огневой установки 9А310M1 (способна нести до 4 зенитных управляемых ракет 9М38М1, дальность стрельбы – от 3 до 30 км, экипаж – 4 человека), пуско-заряжающей установки 9А39 (способна нести до 8 ракет, на пусковой установке помещается 4 ракеты; дальность стрельбы – от 3 до 45 км; экипаж – 3 человека),

По данным российского Минобороны, часть маршрута малайзийского лайнера попадала в зону поражения двух украинских батарей С-200 и трех батарей «Бук-М1» украинских вооруженных сил. Однако ракетные комплексы могли оказаться и в руках ополченцев. В конце июня сообщалось, что донецкие ополченцы захватили военную часть противовоздушной обороны А-1402, где среди прочего находились ЗРК «Бук». 

***

Уважаемые читатели, мы больше не принимаем вопросы и снова временно закрываем возможность комментирования.