Минус «Газета» | Роль личности | Назад в интернет

МИНУС «ГАЗЕТА»

Выход печатной версии «Газеты» прекратится 1 апреля этого года. Об этом Slon.ru сообщили несколько источников в редакции издания. Как сообщал Slon.ru в декабре прошлого года, владелец НЛМК миллиардер Владимир Лисин принял решение закрыть свое любимое детище. Нынешний редактор «Газеты» Сергей Муравьев отказался комментировать возможность закрытия газеты, комментарии по этому поводу, по его словам, появятся ближе к 1 апреля. Генеральный директор «Газеты» Андрей Сидоров не ответил на звонки корреспондента Slon.ru. Однако «Газета» уже сообщила крупнейшим распространителям прессы о прекращении выхода с 1 апреля 2010 года. Информацию о письме «Газеты», уведомляющем о расторжении договора со следующего месяца, подтвердила директор коммерческого департамента «Метропресс» Ирина Рогова. По данным Slon.ru, работающие с подпиской АРСМИ и МАП также предупреждены о приостановлении выхода газеты.

РОЛЬ ЛИЧНОСТЕЙ

«Газета» начала выходить в сентябре 2001 года и позиционировалась как федеральное общественно-политическое издание, ориентированное на «средний класс в самом широком смысле» и призванное занять «маркетинговую нишу где-то между элитарными «Коммерсантом» и «Ведомостями» и тяготеющими к желтизне «МК» и «Комсомольской правдой». По первоначальному бизнес-плану инвестиции в газету составляли $4,5 млн в год, выйти на самоокупаемость она должна была через три года. Ее владелец Владимир Лисин никогда не комментировал развитие своего медийного бизнеса, но, по всей видимости, эти планы не были реализованы: в 2004 году металлургический магнат охарактеризовал свой медиаактив как «социальный» проект, который не приносит прибыли. По мнению генерального директора ИД «Коммерсантъ» Демьяна Кудрявцева, «Газета» и сейчас, «скорее всего, приносит убытки в рамках чисто рекламной модели»

 
Прямая речь

«Когда происходит экономический кризис и «деньги понтов» тоже уходят, тогда журнал Icons надо закрывать»

Генеральный директор ИД «Коммерсантъ» Демьян Кудрявцев
о ситуации на рынке печатной прессы:

С одной стороны, происходит смена технологий, с другой – элит, с третьей – поколений. И, когда это совпадает (не всегда, но часто), происходит уничтожение одних проектов и появление других. Печатные СМИ сейчас подвержены изменения технологическим и поведенческим – рынка, аудитории... Да, индустрии, тяжело.
Правда, в России для некоторых это компенсировалось тем, что вместо рыночных механизмов могут действовать нерыночные – это политические деньги, деньги престижа, которые могут поддерживать печатную продукцию. Как чье-то хобби, например. И, когда происходит экономический кризис и деньги престижа, деньги понтов, как я их называю, тоже уходят, тогда журнал Icons надо закрывать.
У «Компьютерры» – другая история. Это отличный журнал, с очень консервативной стратегией развития, который не смог вырваться в некомпьютерную нишу. Дима [Мендрелюк], одаренный человек, начинавший с нуля, и он мог бы сделать из журнала про IT журнал про хайтек, про потребление, чтобы он перестал быть внутрититусовочным, внурииндустриальным. И, если бы он был более агрессивным, занимал деньги, давал рекламу, то можно было бы вывести журнал в нишу общедоступного. А внутрииндустриальный журнал не нужен – уж эта индустрия поголовно, ежечасно, ежесекундно, охвачена информацией, поступающей через интернет. Такие журналы, как PC Week, в мире закрываются первыми – их аудитория готова к другому принципу потребления.
Dailyonline – гарантированно убыточное издание, а «Газета» – скорее всего, тоже приносит убытки в рамках чисто рекламной модели. Может быть, у них есть другие доходы, мало ли как люди умеют зарабатывать? Я не хочу обсуждать, почему «Газета» может закрыться, она существует много лет и имеет своего читателя. А Daylionline закроется потому, что он не нужен: нет лояльной последовательной аудитории, которой и не может быть, потому что этот ресурс просто плохо сделан: у него нечеткая структура, он опаздывает в сравнении с другими и нет какой-либо интересной фишки или интонации, которая бы это компенсировала. Бывают хорошие ресурсы, с потенциально большой аудиторией, но о которых пока никто не знает, и нужно потратить деньги и силы, чтобы о них узнали. А здесь ситуация обратная: аудитории лучше не рассказывать [о проекте] – чтобы не позориться.
Что касается Габрелянова, то он – серьезный игрок, и я не готов относиться к его планам пренебрежительно. Но, с другой стороны, в его успех в бизнес-нише не верю: человек, который умеет торговать жареным, не обязательно умеет торговать пареным. В бизнесе нужна точность, непредвзятость и бескомпромиссность. Бизнес в России неотторжим от власти. И, если он научился в «Твоем дне» отторгать скандалы от высших чиновников, то как он в деловом ресурсе отделит власть от бизнеса? Как он будет писать про акции, не обсуждая, что сказал Кудрин, и не наступая на пятки? Если он это будет делать неглубоко, сохраняя политес, то его не будут читать. Если он будет делать по-желтому, то он не будет влиятелен в этой нише... Если он хочет бизнес-попсу, то непонятно, кто будет рекламодателем (при том, что сегодня в его интернет-потоках и сегодня не много рекламы). Он вызывает персональное уважение, в том числе и вовлеченностью в работу, он – хороший медийный персонаж. Но при этом внутренней честности, точности в нем нет. Так бизнес-журналистику делать нельзя.
Но у него есть ряд свойств, которые важны для бизнес-журналистики, – у него есть скорость и он умеет доставать инсайд. Методы, которыми он это делает, не вызывают у меня доброго слова, но пока находятся в рамках закона – кто им судья? А тут ему придется либо ступить на территорию, где ему будет опасно, либо ему придется быть избирательным и ангажированным. Кроме того, есть еще аспект – бизнес-журналисты, в отличие от папарацци-журналистов, – это люди, у которых чувство самоуважения и чувство слова – немножко выше, чем те люди, с которыми он выстроил систему управления. Он – человек резкий, он, может, уважает сотрудников, но им этого не показывает. Это такое «семейноватое» управление, которое для делового СМИ не очень приемлемо. Но давайте посмотрим, что получится.
 

. За девять неполных лет выхода «Газеты» ее редакторами были Раф Шакиров, Михаил Михайлин, Петр Фадеев и Сергей Муравьев. Первые трое так и не смогли найти общий язык с владельцем, который, по словам работавших там, активно вмешивается в редакционную деятельность. Как рассказывал в интервью Slon.ru первый редактор издания Раф Шакиров, «сначала были звонки, потом приезды в редакцию, потом – почаще, потом – каждый день, потом каждый день – до двух–трех ночи». И в какой-то момент, по словам бывшего главного редактора, Владимир Лисин «почему-то решил менять концепцию на городскую газету». Следующий главред – Михаил Михайлин – не комментировал свой уход, однако, по информации различных СМИ, тогда разногласия возникли из-за того, что Лисин захотел видеть газету классическим таблоидом. В пользу этой версии говорила и смена формата на более характерный для таких изданий А3. В апреле 2005-го Михайлин покинул «Газету», главным редактором был назначен Петр Фадеев. Фадеев оставил пост в августе 2008 года. Говорить о мотивах ухода он тоже не стал (он, как он говорит сейчас, был вызван «комплексом причин»), но журналисты самой «Газеты» говорили о недовольстве, которое он вызывал у владельца издания. Последней каплей якобы послужила публикация статьи профессора Бориса Соколова об итогах войны с Грузией «Проиграл ли Саакашвили», которая позже была удалена с сайта газеты (копию можно найти по ссылке), в которой он писал, что «... российско-грузинская война при своей внешней молниеносности и успешности для России, скорее всего, в долгосрочной перспективе является военно-политическим и дипломатическим поражением Москвы». Показатели «Газеты», по данным TNS, сильно ухудшились за последние четыре года. Если в марте–июле 2005 года аудитория издания составляла 55 000 человек, то в тот же период 2009-го – уже 20 000 (читателей теряют все газеты, включая лидеров делового сегмента, однако относительные цифры все же несопоставимы: у «Ведомостей» количество читателей снизилось за тот же период с 99 000 до 87 000, у «Коммерсанта» – со 167 000 до 109 000 человек). НАЗАД В ИНТЕРНЕТ Своих читателей

«Газета» теперь

будет искать в интернете

 
Прямая речь

«Мы начинаем позиционировать сайт по-новому»

Редакционный директор gzt.ru Эльмар Муртазаев
о новом позиционировании gzt.ru:
Мы начинаем позиционировать сайт по-новому, наш слоган: «Новости, интересные городу». Мы работаем на город, и в перспективе хотели бы быть не только СМИ, но и развить специальные сервисы: интерактивную связь с читателями, полезные сервисы для жителей Москвы и медианаправление – и видео, и аудио.
Согласно бизнес-плану мы должны попасть в число лидеров по посещаемости, но для моих руководителей не столько важно количество посетителей, сколько позиционирование проекта и его качество.
Прежде интернет-редакция «Газеты» состояла всего из двух–трех человек, а теперь это классическое интернет-СМИ: большая редакция, которая работает на сайт. Мы также озабочены привлечением трафика с новостных агрегаторов, с поисковиков, словом, со всех возможных источников. У нас есть целая программа по привлечению трафика, но этим все занимаются, так что в этом ничего особенного нет.
Вот две главные причины роста посещаемости нашего сайта.
Сокращения в газете и объединение отделов под маркой gzt шли давно. Сейчас у нас [на сайте] 46 человек. А объединенная редакция печатной версии и сайта образовалась еще осенью прошлого года. В течение полугода из печатной версии на сайт перешли человек 30.
 
 
Прямая речь

«Мы начинаем позиционировать сайт по-новому»

Редакционный директор gzt.ru Эльмар Муртазаев
о новом позиционировании gzt.ru:
Мы начинаем позиционировать сайт по-новому, наш слоган: «Новости, интересные городу». Мы работаем на город, и в перспективе хотели бы быть не только СМИ, но и развить специальные сервисы: интерактивную связь с читателями, полезные сервисы для жителей Москвы и медианаправление – и видео, и аудио.
Бизнес-план был подтвержден на пять лет, и от него никто не отказывается. Мы должны быть в числе лидеров по посещаемости, но для моих руководителей не столько важно количество посетителей, сколько позиционирование проекта и его качество.
Прежде интернет-редакция «Газеты» состояла всего из двух-трех человек, а теперь это классическое интернет-СМИ: большая редакция, которая работает на сайт. Мы также озабочены привлечением трафика с новостных агрегаторов, с поисковиков, словом, со всех возможных источников. У нас есть целая программа по привлечению трафика, но этим все занимаются, так что в этом ничего особенного нет.
Вот две главные причины роста посещаемости нашего сайта.
Сокращения в газете и объединение отделов под маркой gzt шли давно. Сейчас у нас [на сайте] 46 человек. А объединенная редакция печатной версии и сайта образовалась еще осенью прошлого года. В течение полугода из печатной версии на сайт перешли человек 30.
 

. Уже искала: с выхода онлайн-версии в сентябре 2001 года начиналась история проекта. По словам редакционного директора Gzt.ru Эльмара Муртазаева, объединенная редакция печатной версии и сайта образовалась еще осенью прошлого года – в течение полугода из печатной версии на сайт перешли человек 30 и сейчас в онлайн-редакции работает 46 человек. Как рассказал Муртазаев, проект теперь работает над новым позиционированием: «новости, интересные городу». Предполагается, что портал предложит посетителям сайта не только информацию, но и всевозможные полезные для жителя Москвы сервисы. Основатель ИД Independent Media Дерк Сауэр считает окончательный переход «Газеты» в интернет логичным шагом. «Печать – это очень дорого: бумага, распространение, – поэтому маленьким газетам с небольшим тиражом лучше уходить в интернет, – уверен он. – И очень многие газеты в мире сейчас делают именно это». По данным TNS, число ежемесячных уникальных посетителей сайта gzt.ru всего за год увеличилось почти в 10 раз – с 778 470 в январе 2009 года до почти 6,4 млн в январе этого года. Сейчас в будни на gzt.ru заходит 62 000 москвичей против 13 000 в прошлом году. И такого роста нет ни у одного из сайтов двух главных деловых газет (1,8 млн уникальных ежемесячных пользователей в прошлом году против 2,9 млн в этом – у «Коммерсанта» и 2,5 млн против 2,4 млн у «Ведомостей»). Такой быстрого роста в Интернете добиться нетрудно, «если всерьез заниматься проектом, вкладывать деньги и проводить маркетинговую кампанию (что как раз происходит с gzt.ru)», – считает Алексей Гореславский, директор службы интернет-проектов «Интерфакса» и бывший главный редактор интернет-газеты «Взгляд».

 
Прямая речь

«Позиции «Коммерсанта» и «Ведомостей» «Газете» поколебать не удалось»

Директор службы интернет-проектов «Интерфакса» Алексей Гореславский
о росте аудитории gzt.ru:
Этот результат неудивительный – если всерьез заниматься проектом, вкладывать деньги и проводить маркетинговую кампанию. А это у gzt.ru было. Приведу пример «Интерфакса», который два года назад перезапустил interfax.ru и трафик вырос почти в 9 раз. Если существует достаточно понятный бренд, делается сайт, то люди автоматически на него начинают ходить.
Другой вопрос – сколько нужно информационных сайтов, и ответа на него нет, несмотря на то, что многие из сайтов находят аудиторию в 20–50 тысяч. Но у gzt.ru – сильный состав журналистов, много оригинального контента, и этим, видимо, рост и обусловлен.
Что касается бизнес-модели gzt.ru, то судить мне об этом сложно. Понятно, что бумажная версия была убыточной в последнее время, и я не знаю, приносила ли вообще когда-то прибыль. Но позиции «Коммерсанта» и «Ведомостей» «Газете» поколебать не удалось.
А вот в интернете ситуация другая – новые проекты могут конкурировать за читательское внимание с признанными лидерами на равных. И опыт Bfm.ru, Slon.ru и gzt.ru это наглядно демонстрирует. Читатели в интернете становятся требовательнее и начинают ходить на разные сайты.
Так что перейти полностью в интернет, мне кажется, для «Газеты» имеет большой смысл, но судить с бизнесовой точки зрения я все же не могу.
 

Тем не менее, однозначно прочить успех gzt.ru он не спешит: несмотря на то, что на сайте работает много сильных журналистов, производящих большое количество оригинального контента, вопрос, нужен ли аудитории еще один информационный сайт, остается открытым.