Глеб Павловский. Фото: ИТАР-ТАСС/Алексей Согрин

После неожиданного ухода Владислава Суркова из администрации президента, и замены его на Вячеслава Володина, Slon обратился за комментарием к Глебу Павловскому, который неплохо информирован о внутренней кухне президентской администрации. Политолог объяснил, почему представители тандема друг другу невыносимы, как Путин ослабил Медведева и отчего премьеру будет непросто остановить реформу президента.

Перестановка СурковВолодин – это изменение структуры принятия решений или чисто формальная перестановка?

Это не столько изменение структуры принятия решений, сколько изменение механизма их реализации. Сурков, хотя он и урезан по кадрам и возможностям в последние полгода, все-таки был последним остатком старого Кремля как системы управления, подчиненной непосредственно президенту. Нельзя сказать, что с его уходом Володин занимает его место, потому что это место уже не существует. Володин будет, безусловно, курировать губернаторов, будет основательно контролировать президентскую кампанию (для этой задачи, думается, и потребовалось поторопиться с его выдвижением), но Володин не может восстановить фактически распавшийся инструмент, без которого президент фактически лишается под собой реальной вертикали власти.

Проблема в том, что у Володина нет достаточного административного веса?

Дело даже не в весе, а в схеме работы. Сурков не просто контролировал работу (это может делать и Сергей Иванов), а программировал ее, программировал разные политические проекты, он мог одновременно вести президентские выборы, партии, губернаторов, все это увязывать между собой в единой политической повестке. Теперь этого механизма работы нет. Кто-то может сказать – к счастью. Но это просто значит, что у Кремля нет прежнего инструмента, и он будет искать другие.

Но ведь это было сделано сознательно, разве Путин не понимал, что лишается этого инструмента?

Но это реальная политическая сделка, она по-своему понятна. Медведев, уволив Суркова, устраивает маленький рождественский праздник для интеллигенции, а Путин, не препятствуя этому и даже подталкивая к этому, вынимает из-под Медведева политически опасную фигуру, ведь Сурков в последнее время был для Путина человеком слишком непредсказуемым имею в виду его последние заявления, так что Путин не хотел доверять ему ведение своей президентской кампании. Кроме того, Путин, по сути, тем самым лишает Медведева подчиненных в политической сфере и виртуально оказывается в Кремле задолго до президентских выборов.

То есть вы думаете, что Медведев мог, опираясь на Суркова, как-то значимо повлиять на ситуацию в последние месяцы своего правления?

Так он только это и делает: если бы Сурков не влиял на ситуацию, никто бы не обращал на него внимания.

Во влиянии Суркова никто не сомневается, но был ли Медведев тем лицом, которое инициировало эти изменения, не были ли они согласованы предварительно с Путиным?

Ну, это представление в стиле «Веселых картинок». Все согласования, даже там, где они есть (а в данном случае, я думаю, их не было даже номинально), кончаются тем, что, расходясь, каждый думает, что договорился о чем-то своем. Никогда не было, чтобы после того как что-то произойдет, «родители» этого события признавали его полностью своим. Медведев в последнее время пошел ва-банк, объявляя каждый день новые меры, это даже технически все нельзя согласовать с премьером, да и желания такого, я думаю, у него нет. Он торопится сделать то, что может, до 4 марта, не беспочвенно предполагая, что может таким образом, наоборот, усилиться и стать необходимым для Путина.

Значит ли это, что после того как убирается столь важный инструмент, как Сурков, Путин помешает реализовать программу, заявленную Медведевым в послании? Может быть, оттого это и делается, что послание Путину не понравилось?

Я думаю да, оно не могло ему понравится. Медведев будет делать все, что сможет, до инаугурации, а Сурков может как никто ускорять процессы, в том числе прохождение законов в Думе. А теперь Медведев может что-то провозглашать, но будет ли аппарат действовать с такой же быстротой – я сильно сомневаюсь. Аппарат может просто лечь в пассивной позе и ничего не делать, совершая лишь формальные усилия, тогда через Думу ничего протащить, возможно, и не удастся.

Но ведь у Суркова теперь будет новая должность, он вице-премьер…

Ну, под этой должностью сейчас ничего нет, это просто надпись на бланке.

То есть Сурков сегодня – министр без портфеля?

Да, ему еще предстоит формировать свой аппарат, это задача не на один месяц, и к выборам президента это уже не имеет отношения. Я не знаю, зачем на это пошел Медведев, я думаю, он полагал, что это будет сильный шаг на встречу общественности, и, возможно, от него стоит ждать и следующих шагов – но вот только без исполнительной машины его решения теперь будут провисать, а появление Володина делает неизбежным смену кремлевской методологии. Я не думаю, что эта новая методология уже существует, но очевидно, что в исполнении Иванова и Володина она будет совсем другой.

Вы все-таки думаете, Медведев успеет провести свои политические реформы, или теперь это будет все спущено на тормозах?

Я думаю, что конфликт усиливается, этот латентный конфликт в паре ПутинМедведев, которая себя склеила как раз в тот момент, когда потеряла способность к взаимодействию. Они одновременно говорят абсолютно разные вещи, движутся абсолютно в разные стороны, и в то же время являются необходимыми друг для друга, потому что Путин сам по себе будет казаться слишком слабой фигурой. Медведев занимает собой важное пространство, пусть и виртуальное: не будь его, все бы рухнуло на Путина, а он к этому не готов, во всяком случае, перед выборами. Это, на самом деле, простая игра: Медведев ничего не может приказать реально, но он может вбрасывать в это горячее политическое пространство, и в том числе в аппаратное поле (аппарат-то внимательно следит за президентом), новые идеи и настаивать на их политической необходимости. Путину очень трудно парировать это и говорить вслух «нет».

А если конкретнее – вот эти законодательные инициативы по упрощенной регистрации партии, реформе избирательной системы и так далее – удастся ли это протащить?

Я думаю, что Медведев будет пытаться это продавливать и, скорее всего, здесь обратного хода нет, ведь обратный ход возможен здесь только с крупным скандалом и полным разворотом руля, на что Путин не готов. Поэтому, если эти законопроекты получат ход в Госдуме, это создаст труднообратимую ситуацию для Путина. Но это не очень устойчивая ситуация. Когда мы говорим, что Путин может развернуть ситуацию в другую сторону, мы исходим из того ресурса, из той силы, которой у Путина уже нет, сегодня он уже не может быть единоличным политическим центром и он не знает, как действовать в этой новой реальности. Поэтому Путин и Медведев и нужны друг другу и, одновременно, невыносимы. Это ситуация, при которой возможен кризис, какой-то спад и даже вмешательство третьей силы. Пока трудно сказать, насколько быстро будет все разогреваться.