© Jeannine Tan
Сегодня тема присутствия бюджетных авиакомпаний на российском рынке актуальна как никогда: российское правительство активно дискутирует по вопросу приглашения иностранных лоукостеров на российский рынок авиаперевозок, но многие из обсуждаемых перевозчиков не ждут итогового решения, а уже открыто изъявляют свое желание начать полеты в Россию. В частности, крупнейший европейский лоукостер Ryanair подал заявку на полеты из России в Ирландию (Москва – Дублин), а британский EasyJet вчера объявил о том, что получил право на пассажирские перевозки между Москвой и Лондоном. Либерализация рынка международных перевозок – не только модная тема, но и насущная необходимость. Активный рост самостоятельного туризма в России (западные аналитики сходятся на том, что это один из наиболее быстрорастущих сегментов в сфере электронной торговли РФ, а неприятные ситуации с лопнувшими турфирмами успешно возделывают для этого почву) создает вакуум предложений типа «хочу путешествовать на своих условиях», когда билеты могут покупаться спонтанно из-за их сравнительной дешевизны. Спрос на сложные маршруты в таких условиях растет, а маршруты типа «Санкт-Петербург – Лондон – Санкт-Петербург» превращаются в «Санкт-Петербург – Лондон – Барселона – Париж – Санкт-Петербург». Но готов ли российский рынок к западным лоукостерам? Можно с уверенностью утверждать, что потребитель – российский путешественник – очень ждет и приветствует появление лоукостеров, а правительство, по их словам, поддерживает. Но можно ли утверждать, что инфраструктура готова к реализации этих идей на практике? Есть мнение, что далеко не все российские аэропорты готовы соответствовать принципам дешевого перелета. Например, у нас очень высокие аэропортовые сборы, причем стоимость посадки самолета в более удаленном аэропорту не слишком отличается от стоимости посадки в более популярном аэропорту. Высоки и таможенные пошлины на различные типы самолетов. Кроме того, не все аэропорты могут быть готовы к увеличению пассажиропотока. Серьезные изменения должны произойти в принципах обслуживания пассажиров, ведь 30% и более доходов лоукостер зарабатывает на дополнительных услугах, под которыми понимает буквально все, помимо собственно перевозки: багаж, еду, развлечения на борту, перевозку животных и многое другое. Нужно будет менять представление пассажиров о сервисе и их готовности на «минимальный уровень» – им придется понять, что билет-то дешевый, но за обед придется заплатить как в ресторане, бесплатно можно провезти только одну сумочку в салоне, а места заполняются не строго по билету, а по принципу «кто первый сел». Кстати, и транзита багажа у дискаунтера обычно нет: в перелете с пересадками пассажиру придется самому встретить свою сумку и снова ее сдать. Да, низкая стоимость авиабилета – это существенный фактор для покупки, но немалый процент пассажиров уже выбирает авиакомпанию и по уровню обслуживания, и это касается не только категории «бизнес». Кроме того, совершенно очевидно возникнет дилемма с «невозвратными» билетами, ведь в российском законодательстве нет такого понятия, а для бизнеса лоукостера это принципиально. Хотя многие авиакомпании (даже традиционные) и так держат у себя подобные билеты. Хорошо, что законодатели серьезно думают над этой темой и даже есть подвижки – Министерство транспорта РФ этим летом вновь подняло этот вопрос. Помимо зарубежных перелетов, было высказано предположение о допуске иностранных лоукостеров к внутренним российским рейсам. Это стало бы интересным экспериментом как для рынка перевозок России (увеличение конкуренции по ряду направлений – это благо), так и для самих перевозчиков (опыт, полученный в России, можно будет использовать для повышения эффективности бизнеса в других регионах). Что касается Ryanair, то эта тема для нас еще более интересна, так как не так давно мы подключили эту авиакомпанию к нашему поисковику авиабилетов Aviasales.ru, предоставив пользователям прямой доступ к их сетке тарифов. Всего у нас в базе теперь 40 лоукостеров. Итог такой: пока что таким «прямым включением» пользуется лишь очень небольшой процент посетителей ресурса. Дело в том, что российские граждане (точнее – жители Санкт-Петербурга) обычно летают этой авиакомпанией через аэропорты Финляндии (Лаппеенранта, Тампере и Турку). Малая популярность остальных бюджетных авиаперевозчиков вызвана этими же причинами (нет присутствия в аэропортах нашей страны). Но как только Ryanair придет в любой российский аэропорт – мы ожидаем буквально взрывного роста. Мы также отмечаем повышение спроса на перелеты лоукостерами внутри Европы: он растет, так как народ осваивает самостоятельные путешествия. Также популярны рейсы Ryanair из балтийских городов – Вильнюса и Риги, которые российские и белорусские путешественники воспринимают как перевалочные пункты, откуда можно намного дешевле добраться до стран Европы. Цены этой авиакомпании намного ниже цен традиционных перевозчиков, а также (в некоторых случаях) ниже цен конкурентов, таких как EasyJet, Vueling, Niki и прочих. В целом мы отмечаем у себя на поисковике около 400 маршрутов, на которых Ryanair показывает цены ниже остальных. Однако тот факт, что Ryanair, в отличие от EasyJet, не указал направления планируемых рейсов, говорит о том, что стратегия компании в России еще не выработана, и непонятно, какую роль эта авиакомпания отводит сегментам туристов и бизнес-путешественников. В любом случае «потепление климата» в России по отношению к низкотарифным перевозкам – это перспективная рыночная тенденция, которая, при условии изменений в законодательстве, отраслевых правилах и в тарифной политике аэропортов, вполне может привести не только к появлению у нас иностранных лоукостеров, но и российских аналогов взамен почивших «Авиановы» и SkyExpress.