Владимир Астапкович/РИА Новости

Единственный закон, который Совет Федерации отклонил 18 июля, – закон о едином дне голосования – предусматривал, помимо прочего, формирование участковых избирательных комиссий сроком на 5 лет (по действующему законодательству все это формируются к конкретным выборам). На фоне принятых законов эта локальная поправка – казалось бы, мелочь. Но нет. 

Формирование участковых комиссий сроком на пять лет – это явная проблема для проведения прозрачных выборов. Практического смыла в такой мере нет. Даже в территориальных комиссиях, которые уже давно формируются на 4, а теперь и на 5 лет, высокая текучесть состава. Те, кто соглашаются работать в участковых комиссиях сегодня, вполне могут не захотеть работать на следующих выборах, которые пройдут через 2–3 года. Так что все равно составы участковых комиссий будут сильно меняться от выборов к выборам. По закону половина состава избирательных комиссий формируется из представителей парламентских партий (включать представителей непарламентских партий закон не обязывает, и их чаще всего не включают), а другая половина – полностью по усмотрению вышестоящей комиссии. Но до сих пор это положение закона невозможно в полной мере выполнить, поскольку действует и друга норма – о том, что в комиссию можно включать не более одного представителя от каждой партии. Таким образом, при четырех парламентских партиях в комиссию включается не больше четырех представителей партий (из них только три представителя оппозиции), то есть в комиссии, где больше 8 членов (а в городах таких участковых комиссий большинство), представители партий составляют менее половины. В реальности получается еще меньше – у партий либо не хватает людей, либо они просто соглашаются включать ставленников администрации в качестве своих формальных представителей. Политический смысл идеи формировать участковые комиссии на постоянной основе, по-видимому, в том, чтобы сформировать эти комиссии как можно раньше, чтобы «оппозиция» не успела подготовить свои кадры. Но только под «оппозицией» следует понимать не парламентские партии, для которых тут мало что меняется, а новые партии, которые сейчас только образуются, и еще в большее степени гражданское общество, которое после декабря 2011 года озаботилось проблемой честных выборов. Я уже отмечал, что закон не обязывает включать в избирательные комиссии представителей непарламентских партий и иных общественных объединений, но если с их стороны будет сильное давление, то противостоять ему будет сложно. Поэтому гражданским организациям и новым партиям сейчас надо готовится к «бою»: если закон все же будет осенью принят, необходимо приложить большие усилия, для того чтобы не позволить власти сформировать полностью подконтрольные ей участковые комиссии.