© tottipeople.com

Мне давно хотелось – еще до того, как меня избрали муниципальным депутатом – поучаствовать в общественных слушаниях. Потому что вот она, самая что ни на есть прямая демократия, когда каждый гражданин может попытаться отстоять свою точку зрения на ту или иную проблему района. За последний месяц в Южном Тушино дважды прошли подобные мероприятия: один раз обсуждали бюджет, другой раз – устав района.

В начале декабря мы обсуждали бюджет района. Жителей пришло совсем немного, потому что информация о слушаниях появилась только в муниципальной газете тиражом 100 экземпляров и на районном сайте, который почти никто не посещает. Собравшиеся делились на две группы: пенсионерки, довольные тем, как о них заботится районная власть и лично председатель собрания Нина Борисова, и рассерженные горожане из команды поддержки депутата Михаила Пескова. Всем, кто пришел, раздали проект бюджета. Вопросы начал задавать Песков.

– Как планируется 9 миллионов 469 тысяч рублей на содержание муниципальных служащих? Сколько их? Какие у них должности? У кого какая зарплата?

Руководитель собрания Борисова вежливо пояснила, что деньги пойдут на содержание восьми муниципальных служащих, трое из которых бухгалтеры, один юрист, один секретарь, один советник, один заместитель руководителя и один руководитель. Пенсионерки из группы поддержки в это время недовольно зашептались: мол, опять скандалисты время тянут. А депутат Надежда Лободюк совсем разозлилась:

– И не стыдно с пеной у рта считать чужие деньги?!

Рассерженные горожане рассердились еще больше и принялись доказывать, что деньги вовсе не чужие, а поступившие из налогов жителей района. Пенсионерки стали кричать на них в ответ, и в наступившем балагане стало невозможно что-либо обсуждать. Потом в гардеробе бабушки подходили к провластным депутатам и выражали сочувствие: дескать, как вам не повезло с такими коллегами-скандалистами.

На вчерашних слушаниях обсуждали устав района. Новые уставы сейчас принимают во всех муниципальных образованиях. Связано это с тем, что последние изменения в них вносились в 2010 году, поэтому многое необходимо привести в соответствие с действующим законодательством. В связи с присоединением к Москве новых территорий понадобилось унифицировать названия местных органов власти: чтобы то, что в одном районе называется администрацией, не называлось в другом муниципалитетом, и не было путаницы. Заодно предложили депутатам исправить то, что они считают нужным. Совет муниципальных образований Москвы спустил в каждый район свой вариант поправок, в основном сокращающих полномочия депутатов, и там, где единороссов большинство, эти поправки прошли без особых проблем.

Дважды за ноябрь в Южном Тушино депутаты обсуждали устав. Оппозиционное крыло в лице Пескова и меня убеждало коллег, что сужать круг наших и без того скромных полномочий не стоит («Вам что, работы мало, заняться нечем?» – отвечала нам депутат Надежда Лободюк.) Потом все наши поправки отправили в Тушинскую межрайонную прокуратуру, которая проверила, какие из них не соответствуют законодательству. Это оказались как раз те пункты, которые еще действуют в нынешнем уставе и которые мы хотели оставить: полномочия депутатов по назначению и увольнению руководителей муниципальных учреждений и предприятий. Но теперь мы контролировать эту сферу не сможем.

– То, с чем мы столкнулись, говорит о правовой некомпетентности некоторых депутатов, – с улыбкой пояснила собравшимся Борисова. Сегодня на слушания пришли только пенсионерки. – Уже завтра мы примем новый устав и отправим его в Минюст на госрегистрацию. У нас будет хороший, красивый устав, если слушания пройдут хорошо.

Слушания прошли очень хорошо, то есть совсем без споров. Борисова быстро перечислила, что поменялось: муниципалитет теперь называется администрацией, муниципальное собрание – советом депутатов, район – муниципальным округом. «Вопросы есть?»

– Есть. А медицину вы как-то контролируете? – спрашивает одна из жительниц, бабушка в расшитом платке.

– К сожалению, медицина не входит в наши полномочия, – отвечает глава собрания.

– Жаль.

Следующий вопрос был о том, чем совет депутатов отличается от управы, и Борисова провела ликбез по устройству местного самоуправления. Потом кто-то из жителей спросил, почему зарядка для инвалидов проходит в 18 часов: «Куда больной человек пойдет в такую темень?». И Борисова согласилась, что время стоит пересмотреть. Вопросов по уставу не было – ни одного. Вот тебе и все общественные слушания.

Депутат района Братеево Дарья Сорокина тоже считает, что слушания как механизм обратной связи работают плохо. «Чистую правду скажу: у нас в муниципальном собрании полное болото. Все общественные слушания устраиваются в дневное время, и приглашаются на них только лояльные люди – пенсионеры и члены общественных организаций. Чтобы слушания были эффективным механизмом, надо пускать людей на муниципальные собрания, а у нас их выгоняют. Никто не информирует граждан, что вообще происходит в районе, никакой работы с населением нет в принципе». На днях в Братеево открывали станцию «Алма-Атинская», название которой не нравится многим жителям, и Сорокина попробовала организовать протест в формате встречи с депутатом, но пришло всего 15 человек.

Депутат района Щукино Максим Кац считает, что не все так безнадежно и жители иногда проявляют гражданскую активность. «У нас был хороший, интересный пример со строительством Северо-Западной хорды. Мы разложили листовки по ящикам, расклеили объявления по району – и удалось собрать около 500 человек, которые единогласно выразили очень конструктивную позицию: давайте строить хорду вокруг. Этим инструментом можно пользоваться, если тратить время и деньги», – уверен Кац.

«Приходят обычно недовольные, те, кто против любых изменений, и создается ощущение, что не нужно ничего менять. Когда проводишь слушания по установке лавочек и фонарей в парке, приходят жители и заявляют: ничего не надо делать, уходите отсюда. А когда я проводил социологический опрос, против лавочек было около 5% опрошенных. То есть если бы те, кому действительно эти лавочки и фонари были нужны, пришли – с освещением все было бы в порядке», – говорит Кац.

Получается, людям на самом деле неинтересно, как расходуются бюджетные деньги, они не готовы тратить время на то, чтобы что-то улучшать в своем районе. Они пользуются инструментом общественных слушаний только тогда, когда бывает уже поздно: деревья вырублены, а трассу уже прокладывают через парк.