Коммуникационный холдинг «Минченко Консалтинг» традиционно проанализировал год работы правительства и подвел итоги. Что нового? Смена политического курса при сохранении существующей экономической динамики менее вероятна. Но развилки-сценарии остаются без изменений: 1. Для спасения электоральной ситуации и социальной стабильности (если она вдруг пошатнется) может быть призван «социальный премьер» (например, Валентина Матвиенко). Такая рокировка, однако, имеет смысл только в начале нового электорального цикла. 2. В случае серьезного обвала в экономике и реального ухудшения отношений с Западом может быть сформировано правительство либералов-реформаторов (кандидаты на роль главы такого органа власти очевидны – Алексей Кудрин и Михаил Прохоров). 3. Нельзя исключать и вероятность продолжения курса на консолидацию и национализацию элиты. В этом случае возможно формирование правительства «ястребов», к претендентам на лидерство в котором можно отнести Сергея Шойгу, Сергея Чемезова и Дмитрия Рогозина. 4. Наименее вероятный вариант – это создание правительства «преемника». Сложность его реализации состоит в том, что он предполагает создание нового тандема. А тандемная схема, как показал опыт, создает слишком серьезные структурные напряжения внутри аппарата и политической элиты. Наиболее же вероятен инерционный сценарий – продолжение действующего курса. С Медведевым или без. Почему все заговорили о возможности его отставки? Да потому что сложилась непонятная ситуация со здоровьем Путина, и появился риск, что премьер-министр при некоторой ситуации будет исполнять обязанности президента. Теперь угрозы нет, элита спокойно готовится к двум президентским срокам Путина, и вопрос об отставке Дмитрия Медведева спустя год работы его правительства не имеет смысла. И нет большой разницы, будет ли премьер-министром он или кто-то другой. К 7 мая мы получили результат: «большое правительство» Путина сформировалось и подорвало значимость премьера и вице-премьеров. Теперь действует новая политтехнологическая модель. Президент напрямую работает с министрами и держит под своим контролем все. Произошел демонтаж не столько тандема, сколько привычной схемы правительства, экономической базы поддержки премьера. Логичным завершением этого демонтажа будет отставка Дворковича. У него огромный объем полномочий, ему легко предъявить, например, проблемы в сельском хозяйстве. Создать ситуацию, при которой он будет однозначно виноват, не сложно. Но готов ли к такой отставке Медведев с его достаточно короткой скамейкой запасных? У него же есть только преданные ему Дворкович да Тимакова. При некотором отдалении Абызов и Коновалов. Будет ли Медведеву психологически комфортно оставаться без Дворковича? Это вопрос. Скорее всего, ему придется проглатывать обиды, он хочет удерживать позицию «второго лица». Больше ему делать нечего, реализовываться в случае отставки негде. Путин прямо сказал, что все будут отчитываться за исполнение его указов перед ним. Таким образом, министры в сложном положении. Указы эти, конечно, на практике придется как-то пересматривать. Например, во многих регионах повышение зарплаты тех или иных работников до 200% в среднем по региону невозможно. Причем сама эта идея не приносит пиара, или, скорее, приносит пиар негативный. Ведь по-прежнему непонятно, как считать эту среднюю зарплату. А также существуют лазейки вроде снижения премиальных, приводящие к тому, что человек получает зарплату и видит, что на самом деле она понижена. Это вызывает и будет вызывать возмущения. Несмотря на критику отдельных министров, виноватыми в тех или иных проблемах пока чаще оказываются регионы. В частности, претензии по неповышению зарплаты медицинским работникам и по повышению тарифов ЖКХ были переадресованы региональным властям. Ровно тот же прием использовался перед докладом правительства в Госдуме, когда в СМИ появилась утечка сцены «распекания» министров, а затем последовал официальный комментарий, что президент грозил увольнениями за плохую работу не министрам, а главам регионов. С министрами президент начал сотрудничество, они притираются друг к другу. Гипотетически недоиспользован имиджевый потенциал Никифорова. Если смотреть на данные ВЦИОМа, то можно увидеть, что сфера информационных технологий оценивается гражданами как самая успешная в правительстве Медведева. Возможно, стоит присмотреться и к Дмитрию Ливанову.

Сейчас вот что главное для власти – не нужно заниматься имиджем Дмитрия Медведева. Его все равно не выправить. Пусть остается нормальным «техническим» премьером и сохраняет свое место.