Новости Календарь

Институт астрономии РАН: «Угроза падения астероида очень серьезна»

Институт астрономии РАН: «Угроза падения астероида очень серьезна» © Fotolia / PhotoXPress.ru
После падения метеорита в Челябинске земляне готовятся к новой угрозе – к нашей планете со скоростью 8 километров в секунду приближается астероид 2012 DA14. Он должен пролететь мимо. Но насколько вероятно появление астероида, который все-таки столкнется с Землей? Способно ли человечество предотвратить это, или же сюжет «Меланхолии» Ларса фон Триера окажется пророческим? Slon поговорил с ведущим российским специалистом в этой области, Лидией Рыхловой, доктором физико-математических наук и зав. отделом космической астрометрии Института астрономии РАН. Ученая не стала успокаивать нас.

– Лидия Васильевна, насколько реальна угроза падения на Землю нового астероида или метеорита?

– Угроза очень серьезная. На Земле только открытых астероидных кратеров более двухсот. Также и в метеорных потоках всегда присутствуют тела, которые могут проходить сквозь атмосферу Земли. Конечно, это не каждый день случается, но по мере того, как мы больше узнаем о нашем околоземном пространстве, мы все серьезнее оцениваем опасность. Просто раньше нам телескопы не позволяли наблюдать объекты размерами до 100 метров. Мы и сейчас не всегда такие объекты можем увидеть – только если они освещены солнцем и видны в оптический телескоп, и то не все. Ежемесячно открываются до сотни новых астероидов, сближающихся с Землей. Что еще нужно доказывать, чтобы осознать необходимость систематических исследований и наблюдений?

– Каковы могут быть последствия от падения астероида такого размера, как тот, что пролетит над нами сегодня?

– Это зависит от места падения. Страшно себе представить, если в зоне падения окажется город, гидроэлектростанция или хранилище радиоактивных отходов. Мощь удара от астероида такого масштаба, весом 120–130 тысяч тонн, сопоставима со взрывом мощнейшей водородной бомбы. В последнее время нам везет. Скажем, в 1998 году астероид упал на хлопковое поле, 800 кг. Тогда все обошлось, сдали камень в музей. Тунгусский метеорит упал тоже далеко от населенных пунктов. Но в будущем нет никакой гарантии, что все кончится так же благополучно.

– Ну хорошо, допустим, мы научимся отслеживать такие метеориты. И что с того, если мы все равно не можем помешать их падению?

– Почему же не можем? Разработано немало проектов и предложений. Во-первых, если мы заранее знаем орбиту объекта, хотя бы за полгода, то можно послать к нему космический аппарат, который работой своих двигателей окажет на него воздействие и постепенно сместит траекторию. Либо, если времени не хватает, можно воздействовать направленным ядерным взрывом или просто кинетическим воздействием. Такой эксперимент уже провели американцы. В 2005 году к комете Темпель-I был направлен аппарат под названием Deep Impact, который приблизился к ее орбите, спустил специальный медный снаряд-ударник и таким образом сумел пробить ядро кометы.

– Каков бюджет у такой операции?

– Это, конечно, недешево. Но и ущерб от падения метеорита тоже ведь может быть немалый. У нас уже существует проект ФЦП «Создание российской программы противодействия космическим угрозам», где предусмотрены и программы наблюдения с Земли, и наблюдения из космоса, и меры противодействия, прописаны организации, которые должны этим заниматься. Это должна быть единая федеральная программа, потому что в ней задействовано множество самых разных научных и промышленных организаций. К сожалению, все это не востребовано государством. Вот, может быть, этот случай в Челябинске заставит власти обратить внимание.

– Россия потянет в одиночку такую программу или это в любом случае будет международная кооперация?

– Международная кооперация-то, конечно, нужна, но нужно же в нее входить с чем-то, что уже существует. В Америке эта служба работает еще с 1998 года, они оснащены самыми современными телескопами, они проводят эксперименты, подобные тому, который я уже описала. Нам пока нечего предъявить для международной кооперации, только устаревшие 60-сантиметровые телескопчики и эпизодические наблюдения. А международное сотрудничество, конечно, необходимо, небо у нас одно на всех.

– Хоть какой-то прогресс у нас есть за последнее время?

– В мире прогресс огромный – от единичных наблюдений на фотографических пластинах, где обнаружение астероида было редкой удачей, мир перешел к непрерывному мониторингу, когда каждый день обнаруживается новый объект. В России же ничего не развивается, телескопы старые, советские (да и то лучшие из них остались в бывших республиках – Таджикистане, Узбекистане, Туркмении). В школе астрономию давно не проходят, а в университетах она только в двух осталась – МГУ и СПбГУ, и то очень ограниченный курс. Хотя молодежи-то это интересно, к нам в институт приезжают разные ребята из регионов, с физических факультетов в основном.

– И все-таки вот тот астероид, который пролетит сегодня, может нанести какой-то ущерб?

– Поскольку он летит существенно ниже геостационарной орбиты, то на Землю он упасть никак не может, но может столкнуться с каким-то космическим мусором, в худшем случае заденет спутник.

Предыдущий материал