Фото: ИТАР-ТАСС / Сергей Метелица
В Ярославской области одна аномалия сменила другую. Если раньше, в 2011–2012 годах, этот регион демонстрировал самые неудачные для «Единой России» результаты (наименьший на думских выборах и победа оппозиционера Евгения Урлашова на выборах мэра), то сейчас, с лета 2013-го, один громкий арест за другим.
В течение четырех месяцев в регионе были заведены уголовные дела в отношении мэров двух крупнейших городов – Ярославля и Рыбинска, Евгения Урлашова и Юрия Ласточкина. Также обвиняются в коррупционных преступлениях главы Ярославской городской электросети, регионального Горстройзаказчика и областной избирательной комиссии Ярославской области – Сергей Зорин, Игорь Щенников и Денис Васильев. Причем все, кроме Урлашова, задержаны в октябре, с разницей в несколько дней. Кто косит ярославскую элиту и есть ли здесь какие-то политические мотивы или решение федерального центра?
Несколько собеседников Slon среди ярославских чиновников и депутатов связывают активность правоохранительных органов с распространившимися слухами о грядущих выборах губернатора. Они уверены, что таким образом расчищают место для будущего назначенца из Москвы. Так, по словам лидера местных «Патриотов России» Александра Цветкова, арестованный мэр Рыбинска Юрий Ласточкин заявлял о своих губернаторских амбициях и имел достаточное количество собственных денег, чтобы провести кампанию (именно поэтому Цветков сомневается в том, что Ласточкин стал бы «подставляться ради двух миллионов и зависеть от молчания директора предприятия»). Урлашов, в свою очередь, губернаторскую кампанию анонсировал незадолго до своего ареста – это при всего лишь год как назначенном главе. Сергей Ястребов получил должность губернатора всего за два месяца до возвращения прямых выборов глав регионов. Из Кремля также постоянно доносятся слухи, что там недовольны выбором Дмитрия Медведева. А сам Ястребов, рассказал Slon Цветков, прямо говорил ему, что при назначении в администрации президента ему пообещали железно только два года, а дальше как пойдет.
Поэтому часть ярославских политиков связывают аресты с зачисткой поля перед тем, как «прислать варяга». Называются разные фамилии московских претендентов, но ни одну из них Slon не подтвердили источники на федеральном уровне, сославшись на то, что замена ярославского губернатора пока не обсуждается. При этом все собеседники Slon сходятся в одном – аресты ярославской элиты не связаны с губернатором и, наоборот, ослабляют его позиции.
Так, депутат Ярославского муниципалитета от «Единой России» Алексей Малютин заявил, что арест Урлашова в преддверии выборов создал для партии только проблемы. Хотя, справедливости ради, итоги кампании оказались для партии очень удачными. Другой собеседник из числа ярославских высокопоставленных чиновников намекает на то, что и глава облизбиркома Васильев, и мэр Рыбинска Ласточкин «помогали» областной администрации обеспечить «Единой России» нужный результат на выборах регионального парламента, и утверждает, что для местной администрации их арест – сильный удар.
Источники в администрации Ястребова говорят о том, что они узнавали об аресте Урлашова постфактум и что никто из региональной элиты не знал о готовящихся арестах и Васильева, и Ласточкина. То есть никакой координации между властью и силовиками в регионе нет.
Большинство собеседников Slon как в Ярославле, так и близких к Старой площади и руководству «Единой России» ссылаются на самостоятельную работу «разгулявшихся» правоохранительных органов. Например, депутат ярославского муниципалитета от «Яблока» Владимир Зубков называет бесконечные аресты «профессиональным подходом местных силовиков».
Руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев объясняет аресты тем, что ярославские силовики делают карьеру, подчеркивая, что в этом регионе, как нигде, заметно отсутствие сбалансированного центра принятия решения, а силовые службы, как монстр Франкенштейна, зажили своей жизнью.
С версией о карьеризме ярославских силовиков согласен и директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко. Он полагает, что об обвинениях мэров столичных городов ставят в известность администрацию президента и согласовывают такие решения с главой СК Александром Бастрыкиным. По более мелким муниципальным образованиям принимают решения на месте или на уровне федерального округа.
Ярославские аресты – показатель тренда усиления политической роли правоохранительных органов и уменьшения – губернаторов. Никто из федерального центра не занимается профилактикой и предупреждением грядущих посадок в интересах губернаторов, утверждает собеседник Slon, близкий к Старой площади. О посадках глав регионов зачастую узнают из СМИ. «Посадки – это новые звезды на погонах, карьерный рост. А губернаторы крайние везде и во всем», – говорит он.
Так, серия громких арестов прошла и в Челябинской области, напоминает Минченко. Там за последние несколько лет число осужденных глав городов, районов и мелких муниципалитетов составило несколько десятков! Серьезное противостояние губернатора Михаила Юревича с традиционно сильными в этом регионе правоохранительными органами вылилось в то, что полпредству пришлось их мирить в ультимативной форме, грозя увольнениями обеим сторонам.
При этом нельзя сказать, что силовики, как санитары леса, нападают лишь на слабых. Проблемы с ними не только у губернаторов с шатающимися позициями в регионе, – а к таким можно отнести, например, и глав Алтайского края, Курганской и Брянской областей (в последней конфликт с силовыми структурами привел к тому, что действующего губернатора, выдвинутого от «Единой России», сняли на какое-то время с выборов по решению областного суда), – но и у тех, кто, придя в область, решил установить свои правила игры без попыток договориться с давними «хозяевами». К таким губернаторам как раз относятся Юревич и глава Волгоградской области Сергей Боженов. В итоге силовики дотягиваются не только до лояльных губернаторам глав муниципалитетов, но и до их ближайших соратников. Так, в Волгоградской области силовики арестовали заместителя председателя местного правительства Павла Крупнова. В Новгородской области был задержан заместитель губернатора. В Удмуртии конфликт между губернатором Александром Волковым и главой местного управления МВД вылился в заявление МВД региона о том, что, «по имеющейся информации, принятые Госсоветом Удмуртии решения по перераспределению бюджетных средств не соответствуют действующему законодательству». То есть под ударом силовиков вообще все руководство республики. В Кировской области Никита Белых и сам вызывался на допросы в связи с делом Алексея Навального.
Будущее губернаторов во многом зависит от активизации региональных силовиков: авторы рейтинга выживаемости губернаторов называют конфликт с силовыми структурами одной из причин замены глав регионов. Причем, отмечают опрошенные авторами эксперты-регионоведы, после истории в Тульской области, где бывший губернатор Вячеслав Дудка получил реальный срок, прессинг в отношении глав региональных администраций усилился. Анонимно многие из них объясняют усиление роли правоохранительных органов возвращением Владимира Путина в Кремль.
В отличие от разрозненных губернаторов, назначенных под влиянием разных лоббистских групп и друг с другом мало связанных, в системе правоохранительных органов своих не сдают. В случае неудачной борьбы с местными элитами их, например, не увольняют в неизвестность, а переводят на другие посты, может быть, в другие регионы, отмечает директор Института развития региональных элит Илья Семин.
Нет, губернаторы пытаются защищаться и объединяться. Одно из главных решений, которое они пытались – и безуспешно – пролоббировать через Минрегионразвития, – это право на согласование кандидатур руководителей силовых ведомств в своих регионах. Или хотя бы на процедуру обязательного взаимодействия главы региона и руководителя силового ведомства, что могло бы держать в рамках обе стороны.
Но сейчас в России силовикам отдается все больше полномочий, у них появляется все больше возможностей влиять на региональные элиты. Вчера Владимир Путин на заседании президентского Совета по противодействию коррупции дал понять, что либерализация Уголовного кодекса, которую проводил Дмитрий Медведев в 2011 году, была ошибкой. Президент заявил, что система, в которой взяточников могут наказать большими штрафами вместо лишения свободы, не работает должным образом. В Думе уже готовятся внести соответствующие поправки. На федеральном уровне чиновники почти не несут наказания (яркий пример – Анатолий Сердюков остался на свободе), значит, опять план по борьбе с коррупцией спустят вниз.
А это значит, что региональные элиты продолжат существовать в ситуации, когда никто не знает, кто окажется под ударом завтра и, может быть, даже по какой причине.