© dailyartfixx.com

Группа муниципальных депутатов от «Справедливой России» написала письмо в Мосгордуму с радикальным предложением ликвидировать муниципалитеты в столице. Один из авторов реформы, глава совета депутатов Таганского района Илья Свиридов видит этот шаг логическим продолжением собянинских реформ, в результате которых у местных депутатов появились новые полномочия. По его словам, реформа местного самоуправления, начатая летом, не дает инструментов для исполнения депутатами новых полномочий. 

«Такие функции, как опека и попечительство, призыв, комиссия по делам несовершеннолетних, которые сейчас находятся в ведении муниципалитета, должны исполнять органы местного самоуправления, иначе это нарушение 12-й статьи Конституции. Муниципалитеты должны кануть в Лету, а у муниципальных депутатов должны появиться аппараты, которые будут обеспечивать реализацию новых полномочий, причем сами эти полномочия должны быть расширены еще сильнее. Депутаты должны иметь возможность контролировать управы – например, указывать мэру на качество работы исполнительной власти на местах, а для этого мы должны знать обо всей работе управы, а не только о строительстве и ЖКХ. Работа управы сегодня закрыта и для жителей, и для депутатов». 

Депутаты-эсеры во вторник обратились в Мосгордуму и в Совет муниципальных образований. По мнению авторов инициативы, Ильи Свиридова и депутата Госдумы, лидера столичных эсеров Александра Агеева, часть этих реформ можно провести на районном уровне, просто внеся соответствующие поправки в уставы муниципальных образований, а часть придется проводить через Мосгордуму.
Месяц назад депутат района Тропарево-Никулино Владимир Гарначук предложил свой вариант оптимизации управления на местах. Он опубликовал подробный доклад, где доказал, что большинство полномочий муниципалитета дублируются различными государственными органами.

По мнению Гарначука, необходима оптимизация штатной структуры органов власти, управляющих районным хозяйством. В муниципалитете, напоминает он, работает примерно столько же людей, сколько в управе, зарплаты у работников муниципалитета тоже сравнимы с зарплатами в управе, «при этом эффективность работы той же управы на порядок выше, нежели муниципалитета». «Я проанализировал деятельность управ и муниципалитетов – и получилась стандартная схема дублирования полномочий, при котором у семи нянек дитя без глазу. Возникает проблема с управлением территорий: ты обращаешься с вопросом, а тебе говорят – это не наша проблема, этим должны заниматься другие люди. И при этом никто не отвечает ни за что. Нужно сократить аппарат, который содержится на деньги налогоплательщиков», – утверждает депутат. 
Исходя из доклада, 17 из 25 полномочий муниципалитетов на сегодняшний день дублируются другими органами власти, а еще три направлены на обслуживание самих себя. Два уникальных полномочия муниципалитета – регистрация трудовых договоров между прислугой и нанимателями (за год таких в Тропарево-Никулино было заключено ровно два) и выдача разрешений на брак жителям до 16 лет. Так, в полномочиях муниципалитета значится «хранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры местного значения)» – по факту этим занимается Департамент культурного наследия города Москвы. Еще одно полномочие – «консультирование по вопросам защиты прав потребителей», выполняет территориальное управлением Роспотребнадзора.
Гарначук считает, что стоит объединить управы и муниципалитеты в какой-то новый орган, сведя сотрудников в единый штат (часть из них сократив, а других переаттестовав). «Ликвидировать следует оба условных райсовета. Можно создать совет, который полностью объединит их функции. Можно взять несколько пилотных районов и посмотреть, как эта схема сработает. Я бы хотел, чтобы Тропарево-Никулино стало одним из них», – сказал он. 
По мнению Гарначука, необходимо обеспечить депутатский контроль за работой новых объединенных органов власти, а также предоставить депутатам экспертную поддержку в связи с новыми полномочиями, в том числе юридическую. Он предложил также создать костяк из самых активных депутатов, которые будут работать на постоянной основе и получать за это зарплату. Илья Свиридов отмечает, что действовать надо «исходя из реалий», а предложения Гарначука были бы «шоком и революцией», тогда как в реформировании местной власти больше подходит эволюционный путь.
Глава муниципального округа Бабушкинский, единоросс Алексей Лисовенко, член Совета муниципальных образований, сказал, что предложения эсеров пока не видел, но очень хотел бы посмотреть. «Тема эта обсуждается, слухи ходят, мы также обсуждали разные варианты развития местного самоуправления, недавно был круглый стол, организованный Михаилом Вельмакиным (независимым депутатом района Отрадное – Slon). Сейчас важно собрать как можно больше разных точек зрения и привести к некому общему знаменателю. В чем-то прав Илья Свиридов, в чем-то Владимир Гарначук. А еще было бы здорово узнать мнение непосредственно муниципалитетов и управ – что специалисты сами думают? Там тоже есть здравомыслящие люди», – сказал Лисовенко. 
Как уже говорилось, часть поправок можно было бы провести через уставы муниципальных собраний. Сейчас все муниципальные собрания Москвы получили один типовой проект устава, разработанный Советом муниципальных образований Москвы. Проект устава депутаты каждого района могут менять и дополнять. Независимые депутаты везде стремятся оставить за собой как можно больше полномочий, а в идеале – получить новые. Но на деле принятие новых регламентов в значительной части районов, где большинство составляют единороссы, приведет лишь к сокращению депутатских полномочий.

Так, депутаты района Южное Тушино спорят, оставить ли за собой право назначать глав муниципальных бюджетных учреждений (вроде детских досуговых центров) или передать его муниципалитету. Там регламентная комиссия под руководством главы собрания Нины Борисовой предложила, например, исключить из устава пункт, по которому, собственно, глава собрания обязан ежегодно отчитываться о результатах своей работы перед коллегами-депутатами. Кроме того, из устава предложено исключить пункт: «Депутат муниципального собрания обязан соблюдать ограничения, связанные с осуществлением полномочий депутата», то есть депутаты теоретически смогут работать в органах государственной власти и быть членами избирательных комиссий.

«Большую часть поправок, пришедших сверху, мы не одобрили, – рассказал Илья Свиридов. – Нам предложили разделить район на микрорайоны по количеству депутатов, чтобы за каждым депутатом был закреплен определенный участок. Мы проголосовали против, потому что нас избирал весь округ, а так житель захочет задать мне вопрос, а я буду вынужден его направить к депутату, за которого он не голосовал». Как и во многих других районах, независимые депутаты в Таганском выступили против замены закрытого голосования на выборах председателя муниципального собрания на открытое. «У нас блокирующее количество эсеров, и без нашего решения никакие изменения в устав не могут быть приняты». В Тропарево-Никулино история такая же: «Мы предложили сделать голосование тайным, так как видели факты давления на депутатов, – рассказал Владимир Гарначук. – Мне ответили совершенно наглым образом: мол, ну что же вы, если они идут в публичную политику, они не должны бояться давления, пусть сначала думают, куда они идут».