Из «Иллюстрированной азбуки» Александра Бенуа

В.Путин подписал закон, который облегчит получение гражданства РФ. Ну, российских граждан это не интересует – тех, кто не задумывается о судьбе родины (типа совсем понаедут или легализуются все), но эти несколько пунктов закона дают в сумме чисто кружевной кейс. 

1–2. «Устанавливается упрощенный порядок приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации и признанных носителями русского языка». Тут два пункта: ключевой – стать признанным носителем, второй – если проживаешь тут (безгражданственной тушкой). О том, что такое носитель, – чуть потом. 

3. Но стать легализованными носителями смогут не все: только «если эти лица или их родственники по прямой восходящей линии постоянно проживают или ранее постоянно проживали на территории России либо на территории, относившейся к Российской империи или СССР, в пределах государственной границы РФ».

4. Ну, собеседование с комиссией – это самый главный пункт, катарсис с апофеозом. Но об этом еще раз ниже. 

5. «В целях создания благоприятных условий для приобретения указанными лицами гражданства РФ в отношении их устанавливаются льготные условия въезда в РФ, основания продления срока временного пребывания в стране и упрощенный порядок получения вида на жительство». Это про то, что надо же дать возможность тем, кто идет на комиссию, чуть-чуть пожить тут (см. пункт 2) и пообвыкнуть, чтобы стать четким носителем. Человеколюбиво и гармонично.

Правда, выпадает пункт 2 – насчет предков. Представим себе, например, негра преклонных лет, который выучил русский только потому, что им разговаривает Путин. По факту он носитель, он мог бы даже въехать с целью прихода на комиссию, но предки-то… Тут указ подробностей не дает, и просто фиксируем наличие проблемы: в самом деле, как быть носителям языка, но не органическим, а благоприобретшим? Хотя логично: это же против шпионов. Иначе выучатся у славистов-эмигрантов в Лэнгли, станут носителями и официально легализуются в России. Был же рязанский кейс («А ты, милок, не шпион ли будешь? – С чего ты взяла, бабка? – Да мы в наших краях негров отродясь не видали!») Так это было при Советах, когда бдительность, а теперь могло бы прокатить. Не прокатит, потому что пункт 2.

Еще есть тема двойного гражданства, которого быть не должно, это соответствует трендам. Но там и нюанс: «Отказ от гражданства иностранного государства не требуется… если отказ от гражданства иностранного государства невозможен в силу независящих от лица причин». «В силу независящих от лица причин» интригует. А еще раньше была тема упрощенного гражданства с обязательством ехать в удаленные места родины для развития экономики. Что ли, программа возвращения соотечественников, что ли, ее теперь уже нет?

Не важно, но что именно теперь получит упрощенно-натурализованный носитель? Что ему выдадут в итоге? Просто загранпаспорт или же внутренний со всем пакетом ИНН, Пенсионным фондом и т.п.? То есть где ж его регистрировать, нового? Раз уж тут все на основе языка, то пусть уж Мединский по-менеджерски придумает место для решения проблемы регистрации. Дом русского зарубежья на Таганке, например, имени А.Солженицына? Впрочем, тут зарубежье не годится – потому что должны жить здесь. А тогда в Пушкинском, например, доме – раз уж главное язык. Пусть числятся живущими там и ходят туда получать по почте всякие документы. Вообще, в деле интересно, в каком правовом положении и статусе потенциальные соискатели уже находятся тут – если им нужно еще и упрощенное гражданство. 
Вот главный пункт. Комиссия: «Федеральным законом устанавливается порядок признания иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, предусматривающий собеседование, которое проводится с ними комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка. Комиссии образуются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальными органами.
Указанные лица могут быть признаны носителями русского языка, то есть теми, кто владеет русским языком и повседневно использует его в семейно-бытовой и культурной сферах, если…» (далее там о наличии восходящих предков и о факте проживания). 
Легко заметить, что комиссия – это не только место, куда приходят доказывать. В ее ответственности и оперативно-розыскная работа («повседневно использует его в семейно-бытовой и культурной сферах» – надо же установить факт). 
Наконец, собеседование в комиссии. Экзамен на уровень языка – это привычно (в Европе и т.п.), всякое такое. Но в данном случае нет ни слова относительно процедуры, типов опроса (аудио, письменный, разговорный и т.п). Значит, оценка будет выставляться неизвестным науке способом, так что тут дело душевное. Что, конечно, соответствует и скрепам, и духовности, и традициям. Причем именно порыв пойти на комиссию, которая оценит тебя непредсказуемым способом, уже и будет первым доказательством того, что пришел именно тот, кто нужен родине. Но тогда и порядок вопросов очевиден, он вечен, традиционен и национален.
– Кто ты такой? 
– Что тебе надо? 
– Я тебя не знаю. 
В самом же деле: ни в указе, ни в его интерпретациях нет ни слова о том, как будут набираться люди, которые станут восприемниками новых соотечественников. Вот это и есть главное достоинство документа: если кто-то претендует на статус носителя на уровне гражданства, то он должен уметь перетереть с кем угодно по этой схеме, не получив в итоге «Иди на…». Зато встречный ответ в форме «С какой целью интересуетесь?» обеспечивает гражданство на месте. Потому что не в языке дело, а в понимании парадигмы подданства.