© stationcinema.com

«Единая Россия» намерена изменить кинорепертуар. Замсекретаря генсовета «Единой России», вице-спикер Госдумы Сергей Железняк сегодня сообщил о том, что намерен ввести новые правила кинопроката для стимулирования отечественного кинематографа: закрепить в законе двадцатипроцентную квоту на показ отечественных фильмов в российских кинотеатрах. Также депутат считает необходимым отменить льготы по НДС на билеты только на иностранные фильмы. При этом Железняк уверен, что в тех случаях, когда государство финансирует создание произведений искусства, «оно должно иметь право устанавливать определенные смысловые критерии, творческое задание». Законопроект Железняк намерен внести в Госдуму уже в декабре. Получается, что, помимо серьезных изменений в кинопрокатном бизнесе, речь фактически пойдет о том, что государство будет указывать, про что и как снимать российским режиссерам, и что из отснятого пойдет в прокат, а что – из-за несоответствия «творческому заданию» – ляжет под сукно, как это часто бывало в советские времена. Как такие нормы скажутся на качестве российского кинематографа, Slon поинтересовался непосредственно у режиссеров. Впрочем, позже заместитель руководителя аппарата правительства РФ Денис Молчанов заявил, что идея введения квот на показ отечественных картин в российских кинотеатрах в правительстве не обсуждается.

Алексей Герман-младший,
«Последний поезд», «Бумажный солдат» и другие фильмы У меня нет ответа на вопрос, хорошо или плохо квотирование для российского кинорынка. Есть точка зрения, что это плохо, так как с введением квотирования упадет посещаемость кинотеатров и доля зрителей не вырастет. Но с другой стороны, квотирование в мировой практике встречается. Вопрос в том, что квотирование идет в пакете других мер. И мне кажется, что пока в России не будут созданы возможности для молодых компаний льготно входить в профессию и развивать себя, никакие квоты не помогут. Качественного прорыва не произойдет. Но 10–15 фильмов на санитарном уровне и 5–6 приличных в России, может быть, и появятся. Кроме того, непонятно, кто у нас определяет госполитику в стране. Кто будет определять эти так называемые смысловые критерии и смысловое наполнение фильмов. Скорее всего, это приведет к тому, что фильмы, подготовленные по госзаказу, превратятся в кино, где будут выдуманные персонажи, которые будут жить в стране, которой нет. И на такие фильмы люди не пойдут. Ведь зрители хотят видеть и хоть как-то коммуницировать с тем, во что они верят. А иначе ничего не выйдет. Патриотический госзаказ станет бизнесом. Так как траты на коммерческое кино еще можно посчитать, так же, как и на культурно значимые фильмы. Там есть критерии, такие как международные награды. А патриотизм как можно измерить? Какова единица патриотизма? Хотя проблема не только в экономике, а в том, что талантливых людей крайне мало.

Федор Бондарчук,
«9-я рота», «Обитаемый остров» и другие фильмы Я категорически против квотирования для российских фильмов. Кассовые сборы и посещаемость отечественных фильмов и сейчас растут, хотя по сравнению с 2005 годом кинорынок находится на спаде. Вводить квоты – это значит убить отношение зрителей к русским производителям. Существуют другие инструменты непрямой государственной поддержки, которая, к примеру, во Франции равна 1 млрд евро. А квотирование – это поспешное и неправильное решение. Давайте тогда сразу запретим американское кино и будем смотреть только свое. Нужно решать проблемы с тотальным пиратством, с системой отчетов за проданные в кинотеатрах билеты.

Борис Токарев,
кинорежиссер, актер; «Нас венчали не в церкви», «Площадь Восстания» и другие фильмы Мы много лет боролись за квотирование российских фильмов. Так как сейчас многие картины не идут в кинотеатрах. Я лично столкнулся с тем, что мои две картины просто лежат под сукном, потому что прокатчики требовали от меня по 2 млн долларов, чтобы запустить их в прокат. И я знаю, что во многих регионах зрители просто настаивают на том, чтобы в кино появились отечественные ленты, но их не берут прокатчики. Потому что им выгоднее за 200 долларов приобрести пакет плохих третьесортных американских картин, чем демонстрировать отечественные ленты. Прокатчики утверждают, что если эти фильмы не будут развлекательными, то зрители их не будут смотреть. Но это неправда. Кино должно быть разным. Я считаю, что, если государство дает деньги на производство фильма, оно может диктовать свои условия. В Советском Союзе работали Тарковский, Сокуров, и государство полностью финансировало их работу. И я этого абсолютно не боюсь.