Восстановление экономики пока никак не заметно на медиарынке. Здесь опять говорят о закрытиях проектов и сокращениях персонала. Может, в экономике в целом второй волны кризиса и не ожидается, но издатели ее чувствуют на себе. Многие из тех, кто надеялся затаиться и переждать тяжелые времена, поняли, что пережить кризис не удастся. И теперь на рынке прогнозируют закрытие чуть ли не трети изданий. Не достали до звезд | Бесполезные | Социальная «Газета» | Бизнес без шоу

НЕ ДОСТАЛИ ДО ЗВЕЗД По данным аналитического центра «Видео Интернешнл» (АЦВИ) доходы печатных изданий от рекламы за десять месяцев этого года уменьшились на 45%. При этом темпы падения держатся в течение января – октября примерно на одном уровне, и просвета не видно. Обвал идет почти во всех сегментах – падают журналы о знаменитостях (минус 43%) и деловые еженедельники (минус 55%), специализированные издания (компьютерные журналы просели на 45%) и ежедневные газеты (минус 40%). Выделять какие-то особенно проблемные ниши или «трудные» аудитории уже не имеет смысла. Сейчас закрываются, отмечает Елена Мясникова, гендиректор Independent Media Sanoma Magazines

 
Прямая речь

«Не исключаю, что это вторая волна кризиса»

Генеральный директор Independent Media Sanoma Magazines Елена Мясникова
о ситуации на рынке прессы:

Думаю, что это – вторая волна кризиса, во всяком случае, этого не исключаю. Сейчас видно, что январь – февраль будут слабыми (в плане рекламного потенциала – Slon.ru), и хотя макроэкономические показатели неплохие, вниз это никак не просачивается. И те издатели, которые надеялись, что их кривая как-нибудь вывезет, сделали не ту ставку.
В любой компании есть что-то не самое успешное, и в крупных, и в маленьких, поэтому даже перечислять тех, кто под угрозой, не буду. Зависит все от запаса прочности, но те, кто был убыточен в прошлом году, убыточны и в этом. И касается это не только определенных сегментов, но и тех изданий, которые запущены в последние три года – это и интернет-издания, и недорогие издания, и глянец, который собирал лишние рекламные деньги рынка, а их уже нет. Словом, под угрозой либо неуспешные, либо не успевшие раскрутиться издания.
Мы не планируем ничего закрывать. Откровенно убыточных изданий у нас нет, и пока этот год закрываем с прибылью, несмотря на то, что не все издания прибыль приносят. Но те, что могли нас вывести в минус по этому году, мы уже закрыли. Так что мы отстрелялись еще прошлой весной.
 

, все неуспешные издания (не лидеры сегмента) и проекты, не успевшие раскрутиться. «По сути, сейчас закрываются те, кто должен был сделать это еще в самом начале кризиса, когда даже сильные издательские дома закрыли многие свои сильные проекты, – согласен президент ИД HFS Виктор Шкулев

 
Прямая речь

«В устойчивом положении только те издатели, у кого доходы от продажи тиражей превышают себестоимость»

Президент ИД HFS Виктор Шкулев
о ситуации на рынке прессы:

Я не думаю, что происходящее – вторая волна кризиса. По сути, сейчас закрываются те, кто должен был сделать это еще в самом начале кризиса, когда даже сильные, мужественные издательские дома, – такие, как Independent Media, например, закрыли свои сильные проекты. Но остальным игрокам по наивности казалось, что они выживут. Закрываются проекты, которые создавались в период нестандартно высокого темпа развития. Этот период закончился, и сейчас, к сожалению, придется такие решения принимать.
Под угрозой – многие небольшие издания из компьютерного блока или те издания, которые, потеряв в рекламных доходах, не способны выжить за счет продажи своих тиражей. Они малопривлекательны и для рекламодателей. В устойчивом же положении те, у кого доходы от продажи тиражей превышают себестоимость, а это – издания с большими тиражами. И они пока на рынке еще есть.
 

, – Но остальным игрокам по наивности казалось, что они выживут». Один из закрывшихся проектов – журнал Icons, выпускавшийся почти два года под руководством Светланы Бондарчук в ИД Forward Media Group, принадлежащим Олегу Дерипаске. Сейчас в продаже находится последний номер (за декабрь – январь). Как объясняет издатель Icons Ким Белов

 
Прямая речь

«Последний наш номер – тот, что сейчас находится в продаже»

Издатель Icons Ким Белов
о закрытии журнала Icons:

Это обычная бизнес-история. Наши планы на следующий год акционерам не очень понравились, и они решили пустить средства в другие проекты. Так что последний наш номер – тот, что сейчас находится в продаже (декабрь – январь).
Вариант, что может появиться какой-то новый владелец, исключать окончательно нельзя. Я надеюсь. Год назад, например, Car и Empire с общим владельцем лицензии приостанавливали свое производство, а через некоторое время продлили свое существование. Хотелось бы верить, что так с нами и произойдет. По внешним признакам этот проект – удачный. Да, он дотационный, он затратный, со своими съемками, и прожил всего два года.
Что касается всего издательского дома, то, насколько я знаю, никаких изменений не планируется, все остальные журналы готовят следующие номера.
А если говорить в целом по рынку, то закрытие журнала в случае с глянцем в наших условиях, скорее, связано с перестраховкой владельцев, их нежеланием рисковать. Рынок одинаково сложен для всех, кроме лидеров вроде HFS или Conde Nast. Их журналы демонстрируют повышенную живучесть. И в целом рынок сейчас не дает ни поводов для пессимизма, ни для оптимизма. По моим ощущениям, второй волны кризиса в СМИ еще не наблюдается. Это – точечные решения.
 

, журнал не успел выйти на уровень самоокупаемости, и акционеры предпочли не рисковать и сосредоточиться на более перспективных проектах (Hello!). БЕСПОЛЕЗНЫЕ  Закрываются не только журналы, выступавшие, скорее, в роли хобби владельца , а не бизнеса, но и те, что до сих пор принято было относить к категории «полезных» и при этом жизнеспособных. Как сообщил в своем блоге Сергей Вильянов, руководитель редакции «Компьютерры», 15 декабря выйдет последний номер журнала. Издатель и генеральный директор журнала Дмитрий Мендрелюк заверил Slon.ru, что окончательное решение еще не принято. Однако вероятность закрытия он оценил в 70%. «Компьютерра» выходила с 1992 года, это один из старожилов рынка компьютерной прессы. Однако по размеру читательской аудитории издание ИД Axel Springer Russia ComputerBild, появившееся гораздо позднее (в 2006 году), его уже чуть-чуть опередило (в России ComputerBild, выходящий раз в две недели, читает 266 000 человек, еженедельную «Компьютерру» – 262 000 – данные TNS за март-июль 2009 года). Ранее уже закрылся журнал «Домашний компьютер», а в конце ноября стало известно о прекращении выхода печатной версии IT-журнала Mobi. Информацию о переводе «Моби» в онлайн Slon.ru подтвердил руководитель проекта Mobi.ru Леонид Молвинских. Говоря о причинах, он сказал, что работать в онлайне выгоднее, чем в «принте». Рассказать подробности он отказался. А ИД «Актион» прекращает выпуск b2b-журнала Sales business. Как сообщил Slon.ru сотрудник отдела подписки «Актиона», журнал закрывается.

 
Прямая речь

«Минимум 30% прессы должно исчезнуть»

Генеральный директор ИД Gameland Дмитрий Агарунов
о ситуации на рынке прессы:

Минимум 30% прессы должно исчезнуть. Кто-то напрасно ждал золотой осени. И я не удивлен, что закрываются очередные издания.
Жалеть не о чем. Под угрозой находятся те издания, которые живут с извращенным пониманием журналистики – вместо нее производят журналистику, сформированную в 1990-х годах: поиск информации по интернету и пара разговоров по телефону. Это то, что я называю commodity-журналистикой, то есть журналистикой, не отягощенной ничем иным, кроме рассуждений обычно очень молодого журналиста, без жизненного опыта и опыта работы где-либо, кроме журналистики.
Так что под угрозой – две группы. Первая – информационные, новостные ресурсы (неважно в какой среде – в интернете или в печати), если только они не № 1 или № 2. На мой взгляд, они переоценены – по сути мне безразлично, где прочитать новость, через пять минут она ставится общеизвестной.
А вторая группа – формально специализированные издания, в которых для настоящего специалиста нет источника для обучения. Нормальная ситуация – когда журналист компьютерного журнала открывает для меня что-то и я как руководитель начинаю делать что-то по-иному прямо сейчас. Но чаще происходит обратное.
 

Генеральный директор ИД Gameland Дмитрий Агарунов считает  источником проблем специализированной прессы качество изданий. «Это только формально специализированные издания, но для настоящего специалиста в них нет источника для обучения. Нормальная ситуация – когда журналист компьютерного журнала открывает для меня что-то, и я как руководитель начинаю делать это что-то прямо сейчас. Но чаще происходит обратное», – говорит Агарунов.

СОЦИАЛЬНАЯ «ГАЗЕТА» Газету «Газета», принадлежащую миллиардеру Владимиру Лисину, слухи «закрывали» на протяжении всех восьми лет ее существования. Объясняли это почти не скрываемой убыточностью проекта (в 2004 году бизнесмен признавался журналу Forbes, что это «социальный» проект, который «не приносит прибыли», ее, мол, от «Газеты» и не ждут). Но, кажется, теперь и в редакции уверовали, что металлург закроет свое любимое детище. С 2001 года в «Газете» сменилось 4 главных редактора, не сумевших найти общий язык с предпринимателем, который активно вмешивался в редакционную деятельность. Сейчас у проекта самые низкие аудиторные показатели среди ежедневных газет – ее, по последним данным TNS, читают лишь 20 000 москвичей (газета выходит только в столице). Ближайший показатель у The Moscow Times (40 000 читателей) и «Труда» (51 000). «Газета», скорее всего, приносит убытки в рамках чисто рекламной модели», – считает Демьян Кудрявцев, генеральный директор ИД «Коммерсантъ»

 
Прямая речь

«Когда происходит экономический кризис и «деньги понтов» тоже уходят, тогда журнал Icons надо закрывать»

Генеральный директор ИД «Коммерсантъ» Демьян Кудрявцев
о ситуации на рынке печатной прессы:

С одной стороны, происходит смена технологий, с другой – элит, с третьей – поколений. И, когда это совпадает (не всегда, но часто), происходит уничтожение одних проектов и появление других. Печатные СМИ сейчас подвержены изменения технологическим и поведенческим – рынка, аудитории... Да, индустрии тяжело.
Правда, в России для некоторых это компенсировалось тем, что вместо рыночных механизмов могут действовать нерыночные – это политические деньги, деньги престижа, которые могут поддерживать печатную продукцию. Как чье-то хобби, например. И, когда происходит экономический кризис и деньги престижа, деньги понтов, как я их называю, тоже уходят, тогда журнал Icons надо закрывать.
У «Компьютерры» – другая история. Это отличный журнал, с очень консервативной стратегией развития, который не смог вырваться в некомпьютерную нишу. Дима [Мендрелюк], одаренный человек, начинавший с нуля, и он мог бы сделать из журнала про IT журнал про хайтек, про потребление, чтобы он перестал быть внутрититусовочным, внурииндустриальным. И, если бы он был более агрессивным, занимал деньги, давал рекламу, то можно было бы вывести журнал в нишу общедоступного. А внутрииндустриальный журнал не нужен – уж эта индустрия поголовно, ежечасно, ежесекундно, охвачена информацией, поступающей через интернет. Такие журналы, как PC Week, в мире закрываются первыми – их аудитория готова к другому принципу потребления.
Dailyonline – гарантированно убыточное издание, а «Газета» – скорее всего, тоже приносит убытки в рамках чисто рекламной модели. Может быть, у них есть другие доходы, мало ли как люди умеют зарабатывать? Я не хочу обсуждать, почему «Газета» может закрыться, она существует много лет и имеет своего читателя. А Daylionline закроется потому, что он не нужен: нет лояльной последовательной аудитории, которой и не может быть, потому что этот ресурс просто плохо сделан: у него нечеткая структура, он опаздывает в сравнении с другими и нет какой-либо интересной фишки или интонации, которая бы это компенсировала. Бывают хорошие ресурсы, с потенциально большой аудиторией, но о которых пока никто не знает, и нужно потратить деньги и силы, чтобы о них узнали. А здесь ситуация обратная: аудитории лучше не рассказывать [о проекте] – чтобы не позориться.
Что касается Габрелянова, то он – серьезный игрок, и я не готов относиться к его планам пренебрежительно. Но, с другой стороны, в его успех в бизнес-нише не верю: человек, который умеет торговать жареным, не обязательно умеет торговать пареным. В бизнесе нужна точность, непредвзятость и бескомпромиссность. Бизнес в России неотторжим от власти. И, если он научился в «Твоем дне» отторгать скандалы от высших чиновников, то как он в деловом ресурсе отделит власть от бизнеса? Как он будет писать про акции, не обсуждая, что сказал Кудрин, и не наступая на пятки? Если он это будет делать неглубоко, сохраняя политес, то его не будут читать. Если он будет делать по-желтому, то он не будет влиятелен в этой нише... Если он хочет бизнес-попсу, то непонятно, кто будет рекламодателем (при том, что сегодня в его интернет-потоках и сегодня не много рекламы). Он вызывает персональное уважение, в том числе и вовлеченностью в работу, он – хороший медийный персонаж. Но при этом внутренней честности, точности в нем нет. Так бизнес-журналистику делать делать нельзя.
Но у него есть ряд свойств, которые важны для бизнес-журналистики, – у него есть скорость и он умеет доставать инсайд. Методы, которыми он это делает, не вызывают у меня доброго слова, но пока находятся в рамках закона – кто им судья? А тут ему придется либо ступить на территорию, где ему будет опасно, либо ему придется быть избирательным и ангажированным. Кроме того, есть еще аспект – бизнес-журналисты, в отличие от папарацци-журналистов, – это люди, у которых чувство самоуважения и чувство слова – немножко выше, чем те люди, с которыми он выстроил систему управления. Он – человек резкий, он, может, уважает сотрудников, но им этого не показывает. Это такое «семейноватое» управление, которое для делового СМИ не очень приемлемо. Но давайте посмотрим, что получится.
 

. По данным Slon.ru, решение о закрытии печатной версии «Газеты» все же принято. Как сообщили два источника

Slon.ru

в редакции, газета перестанет выходить в первом квартале следующего года. Останется только online-версия издания.
Из газеты ушли два руководителя отделов: Матвей Масальцев (отдел «Столица») и Артем Чубар (отдел общества), вслед за которыми уволились корреспонденты (некоторым из них, как говорит главный редактор Сергей Муравьев, уже нашли замену). Срок трудовых контрактов со многими сотрудниками истекает 31 декабря, и уже точно известно, что в газете в новом году не останутся редактор отдела культуры Алексей Певчев, несколько корреспондентов, а также, как минимум, один из заместителей главного редактора. Заявление об увольнении подал Александр Малютин, курирующий деловой блок. Второй зам главного редактора Александр Овчаренко также не исключает, что скоро покинет «Газету».
Сергей Муравьев признает кадровые проблемы в издании, но не подтверждает информацию о его закрытии. Будут ли продлены трудовые договоры с сотрудниками, он говорить отказался.

БИЗНЕС БЕЗ ШОУ

Рынок интернет-рекламы, в отличие от печатного, демонстрирует хоть и небольшой, но рост: плюс 5% по итогам трех кварталов – однако, выживать и здесь удается только сильнейшим.
Может быть закрыт один из стартапов 2008 года – интернет-издание Dailyonline, возглавляемое Рафом Шакировым, – первым главным редактором «Газеты». Об этом Slon.ru сообщили два источника на медиарынке. В проекте уже произошли значительные сокращения, в результате которых были уволены все корреспонденты, а работа ресурса поддерживается сейчас лишь силами нескольких редакторов. И оставшиеся сотрудники, и сам Раф Шакиров категорически отрицают слухи о грядущем закрытии проекта. Не прояснил ситуацию и один из акционеров издания финский адвокат Мика Салонен – он отказался говорить о будущем проекта.
Как говорит один топ-менеджеров Dailyonline, судьба проекта будет решена на следующей неделе – есть еще шанс, что «изменение в структуре акционеров», позволит продолжить его существование, хотя велика вероятность, что он будет закрыт. «Проект с дорогостоящим качественным контентом должен окупаться чем скорее, тем лучше, – комментирует возможность закрытия Dailyonline Антон Носик, создатель и шеф-редактор Bfm.ru. – Если Dailyonline не показывает признаков окупаемости, то выход инвесторов из проекта нельзя считать неожиданным. Стоит помнить также о том, что в любой сфере экономики 90% проектов закрывается в течение года со дня возникновения».

Впрочем, эта статистика не остановит желающих открывать новые проекты. В феврале издатель газеты «Твой день» Арам Габрелянов, например, запустит

«

портал бизнес-информации» Marker.ru (доменное имя было выкуплено на днях за 350 000 рублей)

. Главным редактором проекта станет покидающий «Газету» Александр Малютин, издателем – Юрий Грановский, бывший старший редактор Slon.ru. Инвестиции в

Marker.ru

,

по словам Габрелянова, составят $7-8 млн

 
Прямая речь

«Я что, всю жизнь таблоиды должен делать?»

Генеральный директор «Ньюс медиа» Арам Габрелянов
о новом проекте – портале деловой информации Marker.ru:
Буду делать бизнес-сайт.
Запускаемся с 1 февраля, на днях купили домен – Marker.ru, за 350 тысяч рублей. Инвестиции в целом составляют $7 – 8 млн. Все они – из наших прибылей за последний год.
Нет, это неправда, что мы будем делать второй Slon.ru. Будем делать чисто бизнес-сайт, но без комментариев, мнений. Их не будет, будет вся бизнес-информация, эксклюзивная. Будем, как и прежде, опережать всех.
Сейчас в офисе уже 30 человек сидит. Издателем будет Юрий Грановский, а главным редактором – Александр Малютин.
Я что, всю жизнь таблоиды должен делать? Я родился, что ли, для таблоидов? Мне интересно новое, и линейку для рекламодателей создаем: сделали глянец («Жару»), создали спортивный сайт (LifeSports), сейчас сделаем бизнес-журнал – с 1 сентября еженедельный журнал с тем же названием («Маркер») запустим.
 

. Финансирование проекта в первые год-два будет вестись из прибыли существующих проектов. А с 1 сентября «Ньюс медиа» намерена запустить еженедельный журнал с тем же названием – «Маркер». 

Коллега и конкурент Габрелянова по «массовому рынку» генеральный директор ИД «Комсомольская правда» Владимир Сунгоркин, считает затею конкурента очень рискованной. «К деловой журналистике и новостям массового интереса нет (он существует только в воображении издателя), – уверен Сунгоркин. – Большинство людей ленивы, старается держаться подальше от деловых новостей. Подобные попытки предпринимались и раньше – был Smart Money, под который попросту не было в стране аудитории. Ее и нет».

А будущие конкуренты видят препятствия для успеха нового проекта Габрелянова в другом: законы желтой прессы и бизнес-журналистики совершенно разные. «Если он это будет делать несерьезно, сохраняя политес [в отношениях с чиновниками], то его не будут читать. Если он будет делать по-желтому, то он не будет влиятелен в этой нише, – убежден Демьян Кудрявцев. – Если он хочет бизнес-попсу, то непонятно, кто будет рекламодателем (при том, что в его интернет-проектах и сегодня немного рекламы)".

Закрытое чтиво-2 (см. Закрытое чтиво-1)

Издание Тип СМИ, сегмент Статус
Car&music Журналы, авто Выход издания временно приостановлен
 Icons
 Журналы, глянец
 Выход издания приостановлен с 1.02.2010
Maxi Tuning Журналы, авто Выход издания прекращен
 Mobi
 Журналы, IT
 Выход печатной версии прекращен
 Sales Business
 Журналы, b2b
 Выход издания приостановлен с 1.01.2010
Smart Money Журналы, деловые Выход издания прекращен
Viva! журналы, глянец Выход издания временно приостановлен
Банковское обозрение для бизнеса (БО2b) Журналы, финансы Выход издания прекращен
Бизнес сегодня (Санкт-Петербург) Журналы, деловые Выход издания прекращен
Волжская заря Газеты,general interest Выход издания временно приостановлен
Время псковское Газеты,general interest Выход издания временно приостановлен
Встреча (Дубна) Газеты,general interest Выход издания временно приостановлен
Горстрой Журналы, строительство Выход издания временно приостановлен
Деловая неделя (Нижний Новгород) Журналы, деловые Выход издания временно приостановлен
Деловой Красноярск Газеты, деловые Выход издания прекращен
Любимый город (Серпухов) Газеты, general interest Выход издания временно приостановлен
Профессионал Газеты, general interest Выход издания временно приостановлен
Самарская неделя Газеты, general interest Выход издания прекращен
Час (Набережные Челны) Газеты, general interest Выход издания временно приостановлен
Челябинская неделя Газеты, general interest Выход издания временно приостановлен
Экономическая безопасность Журналы, general interest Выход издания временно приостановлен

ИСТОЧНИК: «МЕДИАЛОГИЯ», SLON.RU, МАЙ-ДЕКАБРЬ 2009