Фото ИТАР-ТАСС/ Евгений Асмолов

Нет-нет, да и проскальзывает у оппозиционных политиков фразы «а осенью выйдет на улицу не только Москва, но и регионы». Сейчас-де бунтует только Москва, но скоро мы вспомним, какая Россия большая. У меня, честно говоря, на все эти фразы есть один простой ответ, который, что называется, многое объясняет: масштаб протестов прямо пропорционален качеству жизни в регионе. Обращаю внимание, что именно, качеству, а не уровню.

Понятно, что все заметили именно московское протестное движение, с которым не может сравниться ни питерский протест, ни протест в крупных городах, где, например, Михаил Прохоров занял второе место на последних президентских выборах. И дело здесь, конечно, уже не в том, что Москва «зажралась», как нам транслируют коллеги с «Уралвагонзавода», а в том, что Москва – единственный регион, где качество жизни не просто сопоставимо с европейским, а по ряду показателей его даже превосходит.

Качество жизни – это не просто набор всем понятных критериев, это действительно стандарты того, в чем постоянно находится человек. Важно при этом, не сколько человек зарабатывает (достойный уровень жизни в регионах обеспечивается, однозначно, меньшим числом денежных знаков, чем в столицах), а каким качеством услуг он пользуется, на что обращает внимание, о чем у него болит голова, и какой выбор или выборы он делает каждый день.

И здесь, конечно, рядом с Москвой уже встают и Петербург, и столицы федеральных округов, и многие миллионники. Причем во многих таких городах цена на «московский» уровень качества жизни уже сейчас существенно ниже столичной, чем с удовольствием пользуется пусть небольшой, но постоянно расширяющийся средний класс. Перерастет ли это в протесты? Думаю, что в ближайшее время – нет, по причине той самой немассовости среднего класса в регионах.

Обозначенная выше связь образа жизни и политического поведения очень четко проявляется не только на уличных протестах, но и на протестном голосовании. Качество жизни не достаточно высоко для того, чтобы в регионах были массовые протесты, но уже достаточно, чтобы граждане массово отказывались голосовать за партию власти. Отказываться же можно двумя способами, активным – выбирать оппозиционных политиков, и пассивным – игнорировать выборы. От обоих способов отказа власть себя отлично застраховала: необходимость собрать подписи муниципальных депутатов не пропустит на выборы губернаторов конкурентов «Единой России», тотальное отсутствие интереса к выборам, как, например, в Омске, лишь повышает вероятность кандидата партии власти быть избранным.

Но чем выше качество жизни, тем выше протест тех, кто не голосует за «Единую Россию», а это уже заметно. Проявится ли это на предстоящих осенью выборах в регионах? Проявится, конечно, только список субъектов РФ, в которых состоятся губернаторские и парламентские выборы в ближайшее время, с точки зрения качества жизни категорически не впечатляет: и Краснодарский край даже с многомиллиардными федеральными вливаниями в его инфраструктуру здесь, в общем-то, не отличается от Амурской области. «Партия власти» осенью получит свои проценты, а среднему классу в этих регионах для того, чтобы получить власть, еще нужно банально подрасти. Вырастет – придет к власти, а пока – «Единая Россия». И драконовские муниципальные фильтры здесь даже особой роли не играют. Средний класс, при его наличии, шутя приходит в муниципалитеты, но он там может оказаться только, минимум, через цикл.

Какой отсюда следует вывод. Их ровно два. Причем первый, что называется, уже принят к исполнению, а вот со вторым – пока вопросы.

Итак, первый вывод: власти в регионах заинтересованы в росте благосостояния, но не в росте качества жизни, что и демонстрируется на постоянном повышении заработной платы бюджетникам и заботе о пенсионерах. При этом о качестве услуг в учреждениях здравоохранения, образования, культуры часто говорить просто не приходится. Главное – чтоб они были, а что там дальше – уже неважно. По сути, многие регионы (к счастью, не все) идут по пути искусственного сдерживания качества жизни. Я готов предположить, что делается неосознанно, но, как оказывается, абсолютно оправданно с точки зрения выживаемости региональных начальников.

Вы спросите, а можно ли за 5-10 лет изменить качество жизни в регионе? Я отвечу, что это более чем реально. При желании можно добиться и повышения качества строительства дорог, просто должна быть ответственность подрядчиков и отсутствие заинтересованности чиновников в постоянном латании дыр. Можно ликвидировать очереди в детские сады, развивая семейные и частные дошкольные учреждения. Можно модернизировать здравоохранение через развитие страховой медицины и конкуренции. А качество культурного пространства (что, собственно, очень эффективно влияет на мировоззрения человека), улучшается, при желании, вообще, в течение года-двух.

Понятно, что у каждого губернатора и каждого региона – своя стратегия развития. Антиподами для меня здесь являются расположенные недалеко друг от друга Мордовия и Пермский край. Что называется, комментарии излишни.

И здесь, сам собой, напрашивается второй вывод: а что может предъявить политический субъект, не находящийся у власти (не хочу использовать термин «оппозиция» по причине ее виртуальности)? Понятно, что общественный деятель не будет строить дороги или модернизировать учреждения образования. А вот предложить свои ресурсы и возможности для развития культуры, искусства, медиа и гражданского общества в регионах новые или потенциальные лидеры вполне в состоянии. И это тоже значимый шаг на пути повышения качества жизни в регионах и в становлении немосковского среднего класса.