Никита Михалков на IХ съезде Союза кинематографистов России © Сергей Карпов / ИТАР-ТАСС

Считается, что горбачевская перестройка началась с V съезда Союза советских кинематографистов, заявивших в 1986 году, что по-старому жить нельзя, и избравшего своим главой Элема Климова, чья кандидатура не была согласована с партией. Эту параллель обозреватели, надеясь на политические перемены в России, вспомнили пять лет назад, когда кинематографисты неожиданно избрали своим председателем не бессменного Никиту Михалкова, а Марлена Хуциева. 

Конечно, Михалков довольно быстро добился восстановления в качестве руководителя Союза. Когда сегодня Михалков переизбирался, он припомнил сравнения Союза кинематографистов с политической жизнью в России, и пожелал стране в ближайшее время такого же будущего, каково настоящее у Союза. Чтобы увидеть будущее России, Slon побывал на IX съезде Союза кинематографистов.

«А Депардье на съезде будет?» – то ли в шутку, то ли всерьез интересуются тележурналисты у седых делегатов, которые от таких вопросов отшатываются в сторону. Но, несмотря на комичность вопроса, журналистов можно было понять: итоги съезда и его ход было так скучно предугадывать, что оставалось рассчитывать разве что на появление Депардье, которое бы внесло какое-то оживление. На повестку съезда было выставлено избрание руководителя, но какая тут может быть интрига, о своем участии уже сообщил бессменный лидер. А суть остальной наполняющей съездов Союза еще в 1997 году довольно точно описал режиссер Георгий Данелия: «Съезд имеет в жизни киношников огромное значение. Повидались, потрепались и ушли».

Единственным препятствием для переизбрания Михалкова могла стать только низкая явка. Но счетная комиссия съезда скоро отбросила эту интригу: для кворума необходим 251 делегат, а их зарегистрировалось более 400. Поэтому, заходя в Большой зал Дома кино, можно было просто не поверить своим глазам: в нем на пыльных сиденьях с красной обивкой сидело не более 150 человек, включая журналистов. Но это недоразумение быстро нашло разумное объяснение: зарегистрированные делегаты могли передавать право голосования оставшимся на съезде. Даже Никите Михалкову кто-то из ушедших доверил свою карточку для голосования, а сидевшая рядом с ним актриса Ирина Мирошниченко и вовсе голосовала, поднимая вверх веер из четырех карточек.

Поежиться за время съезда Михалкову пришлось от силы два раза. В начале заседания эмоционально выступил режиссер Валерий Лонский. «У меня конструктивное предложение: давайте начнем съезд с избрания председателя Союза. И выберем навечно Михалкова. Зачем нам играть в демократию? И не надо будет собирать эти съезды и тратить деньги», – ехидно заявил режиссер и скрылся где-то в глубине зала. Через паузу зал стал ему аплодировать, а сидевшие рядом со мной женщины, которые негромко цыкали, пока Лонский говорил, тоже решили похлопать. Как выяснилось немного позже, присутствовавшие восприняли его слова как поддержку Михалкова, а секретариат объявил, что таким образом Лонский первым предложил выставить кандидатуру режиссера «Утомленных солнцем» на переизбрание.

А так как желающих поспорить с Михалковым в зале просто не нашлось, он сам решил напомнить, что противники у него все-таки существуют. «Обратите внимание, чем закончилось начавшееся пять-шесть лет назад бурление, все это желание уличить в воровстве. У нас есть съезд, который кто-то несправедливо называет сборищем. Говорят слова „холуи“, „лизоблюды“ – это про кого, про народных артистов СССР? Но сейчас на всех наших собраниях была конструктивная атмосфера – те, кому наплевать, они сюда не приходят. Но кому надо, те приходят, и значит, это важно», – обратился Михалков к залу, в центре которого красовалась огромная плешь свободных мест. А в заслугу Никита Сергеевич поставил себе две вещи: во-первых, при нем Союз помогает всем ветеранам кинематографа, а во-вторых, организация не теряет своей главной драгоценности – недвижимости. «Союз кинематографистов впервые за двадцать лет не имеет долгов, и мы никому ничего не должны. Над нами не висит дамоклов меч возвращения наших долгов нашей собственностью!»

Кроме заботы о ветеранах и недвижимости, Союз кинематографистов еще занимается молодежью.

«Хочу от лица всей молодежи сказать спасибо Никите Сергеевичу, – с довольной интонацией обратился к Михалкову ответственный секретарь Московского отделения Союза Александр Морозов, немедля пояснив свою благодарность. – Спасибо вам за создание хоккейной команды Союза кинематографистов! Там вся молодежь! Как бы вы ни смеялись и ни хаяли, что молодежь не приходит в кинематограф, но там все довольны!»

Затем у Михалкова нашлось еще множество сторонников, пожелавших выйти к микрофону и поддержать его кандидатуру, среди которых были актриса Зинаида Кириенко (не без гордости заметила, что выдвигала кандидатуру Михалкова на всех прошлых съездах) и режиссер Карен Шахназаров, заявивший о безальтернативности Михалкова: «Сегодня нет больше такой фигуры, с таким колоссальным влиянием и желанием заниматься Союзом». При этом он между делом высказал мысль, отдающую ностальгией по советским временам, о необходимости создать новую госкорпорацию – Госкино, – которая бы контролировала все вопросы: от финансирования фильмов до их проката.

При обилии комплиментов в свой адрес Михалков мог бы попросту остаться даже без технических соперников. Так, автора фильма «Плюмбум, или Опасная игра» Вадима Абдрашитова выдвинул его знакомый со словами: «Самого Вадима здесь нет, но я ему звонил утром, и он не высказал явного отказа против того, чтобы я его выдвинул». Вторым соперником выдвинулся семидесятилетний режиссер «Усатого няня» Владимир Грамматиков, который даже не решился высказать свое мнение об успехах и неудачах Михалкова на посту председателя. Поэтому у Михалкова нашелся только один оппонент – делегат в футболке «Свободу политзаключенным», который предложил Михалкову «снять свою кандидатуру, чтобы не нарушать демократические принципы». «Вы у нас ассоциируетесь как мужественный человек, человек поступка. Сделайте мужской поступок, снимите свою кандидатуру... Прошу меня не перебивать, у меня же есть время...»

– Уже нет! – оборвали его в секретариате, а сам Михалков промолчал.

Еще через несколько минут Михалкова попросили объяснить, как юридически возможно его выдвижение в четвертый раз, когда как новый устав Союза разрешает председательствовать не более двух сроков подряд. В этот раз за режиссера вступился юрист организации, объяснивший, что устав менялся недавно, и по этому уставу Михалков избирается лишь в первый раз.

В итоге Михалков безусловно победил, получив 361 голос из 422 в присутствии 150 человек. Должно быть, примерно так (а также с бережным отношением к недвижимости и мечтами о госкорпорациях) в скором будущем будет выглядеть Россия.