Российский Оскаровский комитет вчера принял решение, что нашу страну будет представлять фильм Никиты Михалкова «Цитадель». Председатель комитета режиссер Владимир Меньшов отказался поставить свою подпись под протоколом комиссии, не согласившись с результатами тайного голосования. Результаты голосования могут быть пересмотрены, но решение об этом должен принять сам Михалков. Slon.ru предлагает вам помочь российскому Оскаровскому комитету с выбором и принять участие в голосовании.
– Ольга, почему российский Оскаровский комитет выбрал фильм Михалкова?
– Я думаю, что вся эта ситуация с назначением на выдвижение на премию «Оскар» «Цитадели» основывается на одном личном качестве Михалкова – ему всегда мало. Есть такие люди. Сначала ему было мало, что он просто талантливый режиссер и актер, что он снял очень хорошие фильмы. Как только ему стало этого мало, он стал снимать плохие фильмы. В том числе и «Цитадель». В последние годы понятно, что он хочет быть немножко на всех похоронах покойником, а на всех свадьбах – невестой. И, соответственно, теперь ему еще понадобилось выдвинуться на «Оскар» с фильмом, который провалился в прокате. Совершенно понятно, что он не войдет ни в какой шорт-лист. Наверное, лучше бы вести себя тихо с таким фильмом. Но у него не получилось.
В Оскаровском комитете, на самом деле, очень известные, уважаемые люди. Но если посмотреть на этот список, то там либо друзья Михалкова, либо люди, зависимые от Михалкова. Поэтому они проголосовали так, опозорились. Только один человек, которому можно выразить свой респект, – это Меньшов – выступил против этого решения. Меньшов не ругается, он не кричит, что надо немедленно разогнать комитет, что это безобразие, – он аргументированно объясняет, почему это неприлично: хотя бы потому, что Михалков – сам член этого Оскаровского комитета. Есть предел какого-то бесстыдства или все-таки нет.
Я думаю, что Меньшов, конечно, свое получит: наверняка остальные члены Оскаровского комитета сейчас расскажут, какой нехороший Владимир Валентинович человек. Я не знаю, повлияет ли его позиция на решение выдвинуть «Цитадель». Но, я думаю, в любом случае его позиция заявлена ярко. Это очень хорошо. И я понимаю, почему он не хочет, чтобы его фамилия была под протоколом комитета. Меньшов тоже человек сложный, как и все мы, как и Михалков. Скажем так: он может быть очень эмоциональным, он может быть резким, но он имеет свое мнение. И он всегда, как мне кажется, отстаивает его так, как он его понимает. И это очень полезное качество, особенно в наше время.
– Меньшов сегодня говорил, что просто по формальным критериям фильм плохой. Вы можете рассказать об этом? В чем были основные претензии к фильму со стороны профессиональных критиков?
– Я не могу отвечать за всех критиков. У каждого, наверное, были свои претензии. Я могу только рассказать о своих претензиях к этой эпопее. Невнятный сценарий, cовершенно удивительные провалы смысла, то есть когда одно не вытекает из другого. В этих фильмах вообще нет логики. Михалков говорит, что это война, что публика дура и просто ничего не поняла. Но, на мой взгляд, это не совсем так. Нужно быть более самокритичным. Он ставил это как серьезный фильм, драму, а смотрится это как комедия. Я просто не буду сейчас перечислять все эпизоды, которые нельзя снять в светлом уме и здравой памяти. Какие-то проплывы на мине в первом фильме, какие-то безумные натуралистические сцены во втором. Не очень понятно, что это за жанр. Это похоже временами на пародию на фильмы о Великой Отечественной войне. Кроме того – я выражаю свое мнение – актеры, даже хорошие, играют плохо. В чем вина, безусловно, режиссера. Я, наверное, не все вспомню сейчас, потому что смотрела достаточно давно, но главная, серьезная претензия, которую я могу высказать: «Цитадель» – просто скучный фильм. Его же нельзя смотреть за раз. Все люди, которые его смотрели в кинотеатре, в том числе и я (а я шла, уже зная людей, которые смотрели его в кинотеатре), это было примерно так: 10 минут, потому чайку попить, покурить, сосредоточиться, потом еще 15. Не захотелось его посмотреть. По-моему, достаточно.
– Ольга, кто, как вы думаете, достоин представлять Россию на «Оскаре»?
– Тоня, не скажу, потому что не настолько самонадеянна.
– Нет, это просто ваш зрительский взгляд!
– Кроме того, я не все видела и, может, пропустила что-то достойное. Мне кажется, это должны решать специалисты. Ну вот, например. Я, как говорится, Пастернака не читал, но скажу. Вот только что Сокуров получил главный приз в Венеции. Можно этот вариант рассмотреть. Я понимаю, что фильм еще никто не видел. Но, наверное, это достойная вещь. Как мне кажется.