Спасение моногородов     

Моногородские легенды

Минрегионразвития с трудом нашло лишь 8 проектов модернизации моногородов, подходящих для получения кредита от государства
Скопируйте код в ваш блог. Форма будет выглядеть вот так:
 1 2 106 экспорт в блог
Проблем больше, чем решений | Неспасенные

На этой неделе на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова должны быть официально утверждены первые моногорода-кандидаты на счастливое спасение. В распоряжении Slon.ru оказался доклад министра регионального развития Виктора Басаргина об отборе первых 8 претендентов (см. документ).

Министр написал, что его ведомство столкнулось с неожиданными сложностями: оказалось, что трудно найти города, по-настоящему а) депрессивные б) имеющие проекты модернизации и диверсификации. Если внимательно посмотреть на 8 избранных, то и они подходят под описание не слишком.

ПРОБЛЕМ БОЛЬШЕ, ЧЕМ РЕШЕНИЙ

Проблем оказалось больше, чем решений, констатирует Басаргин: регионы не спешат выстраиваться в очередь за бюджетными деньгами для своих моногородов, ведь вернуть их надо будет уже через три года. А те, что все же обращаются за помощью, часто представляют плохо проработанные планы, написанные скорее «для виду», чем под реализацию реальных проектов.

К тому же, спасать всех, может, и не понадобиться. Ситуацию в двух городах, входящих в появившийся в конце прошлого года шорт-лист из 27 остро нуждающихся в господдержке, чиновники уже признали «стабилизировавшейся», а следовательно, необходимость что-то срочно менять там отпала.

Первыми в списке 8 лучших стоят ставшие уже каноническими планы по спасению Тольятти и Байкальска. Оба города должны быть включены в состав местных особых экономических зон. Планы по их развитию региональные чиновники начали согласовывать еще осенью.  Но в Тольятти параллельно спасают «АвтоВАЗ», и успех или провал этого мероприятия может изменить судьбу города. А в Байкальске план спасения вошел в противоречие со стратегическими оборонными интересами страны.

Кроме них, на модернизацию и перепрофилирование претендуют два шахтерских города в Кемеровской области: Прокопьевск и Ленинск-Кузнецкий, еще один «автоград» – Набережные Челны, «танкоград» Нижний Тагил, Тутаев (Ярославская область) и Сокол (Вологодская область).

В Нижний Тагил, Тутаев и Набережные Челны федеральные чиновники наведались с инспекцией и оценили обстановку на месте. Принимавший в середине января делегацию в Нижнем Тагиле губернатор Свердловской области Александр Мишарин рассказывал, что комплексный план развития крупнейшего на Среднем Урале моногорода (всего их в регионе 17) включает в себя в общей сложности 25 инвестпроектов. Среди них – создание химического кластера, строительство завода по выпуску метанола, модернизация жилищно-коммунального комплекса города, создание Уральского инновационного индустриального парка. В результате, к 2015 г. в городе должно появиться 37 000 новых рабочих мест. Пока же жизнь города c населением в 376 000 человек замкнута на трех предприятиях: «Уралвагонзаводе», Нижнетагильском металлургическом и Высокогорном горно-обогатительном комбинатах.

Градообразующим для города считается созданный еще в 30-е гг. «Уралвагонзавод», на котором работает больше 30 000 человек, специализирующийся на выпуске железнодорожных вагонов и танков. В прошлом году из-за резкого падения заказов завод несколько раз останавливал вагоносборочное производство и отправлял работников в вынужденный отпуск. С танками тоже не все благополучно: перевооружение армии танками Т-90 идет медленно.

Зато благодаря танкам предприятие входит в правительственный список стратегически важных для страны объектов (предотвращением их банкротств правительство занималось весь год) и уже получило в прошлом году от государства почти 4,5 млрд руб. в виде взноса в уставный капитал и больше 13 млрд руб. госгарантий по кредитам. В конце года премьер-министр Владимир Путин, лично посетив завод, одобрил выделение ему из бюджета еще 10 млрд руб. госпомощи. Однако теперь этот уральский не моно- и не депрессивный город пришлось вносить в другую программу спасения.

Официально до сих пор нигде так и не определено,что считать моногородом, а что нет, объясняет эксперт по региональным финансам и бывший чиновник Минфина Алексей Бирюков . При отсутствии четких норм и критериев монопрофильным, в зависимости от меняющейся социально-экономической ситуации, можно назвать любой населенный пункт страны.

В Набережные Челны чиновники съездили две недели назад, там градообразующим предприятием считается завод «КамАЗ». С его включением в список моногородов тянули до последнего, а Басаргин, побываший в нем с визитом еще в июле, тогда сообщил, что увидел «высокодиверсифицированный город, где есть предприятия различных отраслей экономики». Но за день до утверждения итогового списка остро нуждающихся Набережные Челны все-таки решили признать монопрофильным городом на последнем издыхании.

НЕСПАСЕННЫЕ

К 8 одобренным рабочей группой кандидатам на спасение в ближайшее время могут присоединиться еще 5: Сатка и Карабаш в Челябинской области, Гуково в Ростовской, Семилуки в Воронежской и поселок Камские Поляны в Татарстане. Проекты по их модернизации чиновники одобрили в целом, но попросили «уточнить детали».

Ставропольский Буденновск и Сарапул в Удмуртии выбрались из сложной ситуации сами. По данным Минрегиона, в январе оба города продемонстрировали низкий уровень безработицы и стабильную социально-экономическую ситуацию.

Еще 9 проектов вернули на доработку. В их числе оказался и план диверсификации производств знаменитого Пикалева. Компанию ему составили уральские Асбест и Каменск-Уральский, приморский Дальнегорск и маленький поселок в Мурманской области Ревда с населением всего в 9000 человек.

Наскоро сделанные и малообоснованные проекты вообще оказались главной проблемой. Готовить их регионам пришлось в сжатые сроки, и многие решили принести хоть что-то, скорее, для того, чтобы декларировать свое участие, объясняет Басаргин в своем докладе.

Большую часть планов по спасению их авторы предлагает реализовать уже к 2015 г., – а это явно слишком короткий срок, считает министр: опыт других стран показывает,что для избавления от монозависимости нужно более долгосрочное планирование, в рамках 10 лет. Какие именно страны должны стать примером для России, Басаргин не уточняет.

Возможно, дело в том, что 10 млрд кредитов, которыми государство готово помочь моногородам, надо отдать еще раньше 2015 года. Регионы не слишком заинтересованы в такой форме госпомощи, считает министр регионального развития, а значит планку для возврата нужно поднять до 5–7 лет.

Но раздавать деньги просто так никто не собирается, говорит один из участников обсуждения программ моногородов, замминистра промышленности и торговли Станислав Наумов . Лучше пусть это будет 8–10 инвестпроектов, но действительно проработанных и качественно сделанных, объясняет он: «хочется увидеть грамотную бизнес-модель, план по созданию чего-то действительно нового, а не предложение организовать очередное муниципальное унитарное предприятие.

Член правления «Инсора» Евгений Гонтмахер говорит, что первый шаг государство делает правильный , но чиновникам не стоит забывать, что государственных денег на кардинальное изменение ситуации не хватит: для диверсификации монопрофильных экономик нужны масштабные частные инвестиции. К тому же, пока государство увлечено стабилизацией в крупных моногородах (что оправдано политически), но из его поля зрения выпадает большинство поселков городского типа, в которых проблема монопрофильности стоит даже более остро.




Следите за обновлениями Slon.ru в вашей социальной сети: ВКонтакте или Facebook.
 1 2 106 экспорт в блог
ТЕГИ:  Басаргин Виктор Бирюков Алексей Гонтмахер Евгений Демография Минпромторг Минрегионразвития Наумов Станислав Общественные настроения Рынок труда