Проблем больше, чем решений | Неспасенные На этой неделе на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова должны быть официально утверждены первые моногорода-кандидаты на счастливое спасение. В распоряжении Slon.ru оказался доклад министра регионального развития Виктора Басаргина об отборе первых 8 претендентов (см. документ). Министр написал, что его ведомство столкнулось с неожиданными сложностями: оказалось, что трудно найти города, по-настоящему а) депрессивные б) имеющие проекты модернизации и диверсификации. Если внимательно посмотреть на 8 избранных, то и они подходят под описание не слишком. ПРОБЛЕМ БОЛЬШЕ, ЧЕМ РЕШЕНИЙ
Проблем оказалось больше, чем решений, констатирует Басаргин: регионы не спешат выстраиваться в очередь за бюджетными деньгами для своих моногородов, ведь вернуть их надо будет уже через три года. А те, что все же обращаются за помощью, часто представляют плохо проработанные планы, написанные скорее «для виду», чем под реализацию реальных проектов. К тому же, спасать всех, может, и не понадобиться. Ситуацию в двух городах, входящих в появившийся в конце прошлого года шорт-лист из 27 остро нуждающихся в господдержке, чиновники уже признали «стабилизировавшейся», а следовательно, необходимость что-то срочно менять там отпала. Первыми в списке 8 лучших стоят ставшие уже каноническими планы по спасению Тольятти и Байкальска. Оба города должны быть включены в состав местных особых экономических зон. Планы по их развитию региональные чиновники начали согласовывать еще осенью. Но в Тольятти параллельно спасают «АвтоВАЗ», и успех или провал этого мероприятия может изменить судьбу города. А в Байкальске план спасения вошел в противоречие со стратегическими оборонными интересами страны. Кроме них, на модернизацию и перепрофилирование претендуют два шахтерских города в Кемеровской области: Прокопьевск и Ленинск-Кузнецкий, еще один «автоград» – Набережные Челны, «танкоград» Нижний Тагил, Тутаев (Ярославская область) и Сокол (Вологодская область). В Нижний Тагил, Тутаев и Набережные Челны федеральные чиновники наведались с инспекцией и оценили обстановку на месте. Принимавший в середине января делегацию в Нижнем Тагиле губернатор Свердловской области Александр Мишарин рассказывал, что комплексный план развития крупнейшего на Среднем Урале моногорода (всего их в регионе 17) включает в себя в общей сложности 25 инвестпроектов. Среди них – создание химического кластера, строительство завода по выпуску метанола, модернизация жилищно-коммунального комплекса города, создание Уральского инновационного индустриального парка. В результате, к 2015 г. в городе должно появиться 37 000 новых рабочих мест. Пока же жизнь города c населением в 376 000 человек замкнута на трех предприятиях: «Уралвагонзаводе», Нижнетагильском металлургическом и Высокогорном горно-обогатительном комбинатах. Градообразующим для города считается созданный еще в 30-е гг. «Уралвагонзавод», на котором работает больше 30 000 человек, специализирующийся на выпуске железнодорожных вагонов и танков. В прошлом году из-за резкого падения заказов завод несколько раз останавливал вагоносборочное производство и отправлял работников в вынужденный отпуск. С танками тоже не все благополучно: перевооружение армии танками Т-90 идет медленно. Зато благодаря танкам предприятие входит в правительственный список стратегически важных для страны объектов (предотвращением их банкротств правительство занималось весь год) и уже получило в прошлом году от государства почти 4,5 млрд руб. в виде взноса в уставный капитал и больше 13 млрд руб. госгарантий по кредитам. В конце года премьер-министр Владимир Путин, лично посетив завод, одобрил выделение ему из бюджета еще 10 млрд руб. госпомощи. Однако теперь этот уральский не моно- и не депрессивный город пришлось вносить в другую программу спасения. Официально до сих пор нигде так и не определено,что считать моногородом, а что нет, объясняет эксперт по региональным финансам и бывший чиновник Минфина Алексей Бирюков

 
Прямая речь

«Кто сказал,что моногород – это обязательно плохо?»

Эксперт по региональным финансам, бывший замдиректора департамента межбюджетных отношений Минфина Алексей Бирюков
о планах спасения 27 моногородов:
На сегодняшний день есть две системные проблемы в ситуации с моногородами. Во-первых, о том, что они нуждаются в помощи и как-то эту проблему нужно решать, было объявлено почти год назад, но до сих пор ни в одном нормативно-правовом акте не закреплено, что это такое – моногород и по каким критериям к нему нужно относить тот или иной населенный пункт. Следовательно, под это определение, по сути, может попасть любой город, ведь многое зависит от текущей социально-экономической ситуации.
Второе, что я хотел бы отметить, пока не доработан централизованный порядок решения проблемы моногородов. В антикризисной программе правительства на 2010 г. заявлено лишь направление: моногородам нужно помочь и выделить 10 млрд руб. Но никакого конкретного плана, как это сделать, пока никто не видел. В результате складывается ситуация, когда непонятно,что делать с моногородами? – расселять, перепрофилировать, что делать с действующими производствами?
Разумеется, в централизованной системе нужен индивидуальный подход. Кто сказал,что моногород – это обязательно плохо? Есть регионы, где моногорода – это благо, и по-другому там просто сейчас невозможно. Например, Норильск – прерасный моногород. И драмы в том, что он такой, никакой нет.
 

. При отсутствии четких норм и критериев монопрофильным, в зависимости от меняющейся социально-экономической ситуации, можно назвать любой населенный пункт страны. В Набережные Челны чиновники съездили две недели назад, там градообразующим предприятием считается завод «КамАЗ». С его включением в список моногородов тянули до последнего, а Басаргин, побываший в нем с визитом еще в июле, тогда сообщил, что увидел «высокодиверсифицированный город, где есть предприятия различных отраслей экономики». Но за день до утверждения итогового списка остро нуждающихся Набережные Челны все-таки решили признать монопрофильным городом на последнем издыхании. НЕСПАСЕННЫЕ К 8 одобренным рабочей группой кандидатам на спасение в ближайшее время могут присоединиться еще 5: Сатка и Карабаш в Челябинской области, Гуково в Ростовской, Семилуки в Воронежской и поселок Камские Поляны в Татарстане. Проекты по их модернизации чиновники одобрили в целом, но попросили «уточнить детали». Ставропольский Буденновск и Сарапул в Удмуртии выбрались из сложной ситуации сами. По данным Минрегиона, в январе оба города продемонстрировали низкий уровень безработицы и стабильную социально-экономическую ситуацию. Еще 9 проектов вернули на доработку. В их числе оказался и план диверсификации производств знаменитого Пикалева. Компанию ему составили уральские Асбест и Каменск-Уральский, приморский Дальнегорск и маленький поселок в Мурманской области Ревда с населением всего в 9000 человек. Наскоро сделанные и малообоснованные проекты вообще оказались главной проблемой. Готовить их регионам пришлось в сжатые сроки, и многие решили принести хоть что-то, скорее, для того, чтобы декларировать свое участие, объясняет Басаргин в своем докладе. Большую часть планов по спасению их авторы предлагает реализовать уже к 2015 г., – а это явно слишком короткий срок, считает министр: опыт других стран показывает,что для избавления от монозависимости нужно более долгосрочное планирование, в рамках 10 лет. Какие именно страны должны стать примером для России, Басаргин не уточняет. Возможно, дело в том, что 10 млрд кредитов, которыми государство готово помочь моногородам, надо отдать еще раньше 2015 года. Регионы не слишком заинтересованы в такой форме госпомощи, считает министр регионального развития, а значит планку для возврата нужно поднять до 5–7 лет. Но раздавать деньги просто так никто не собирается, говорит один из участников обсуждения программ моногородов, замминистра промышленности и торговли Станислав Наумов

 
Прямая речь

«Пусть проектов будет немного, но мы будем уверены в том, во что эти деньги вложены»

Замминистра промышленности и торговли Станислав Наумов
о проектах спасения 27 моногородов:
С нашей точки зрения, точки зрения Минпромторга, главная задача – ликвидировать в моногороде «эффект домино», когда остановка одного производства ведет к остановке всей основной жизнеобеспечивающей цепочки города. Например, я считаю,что нужно выводить за баланс градообразующих предприятий всю транспортную составляющую. Чтобы – «а сейчас послушаем начальника транспортного цеха» – вот этого не было, мое предложение: давайте, вместо этого сделаем в городе 2–3 конкурирующие между собой грузовые компании, чтобы если вдруг что-то случится с основным производством, была какая-то альтернатива.
Что касается бюджетных средств, запланированные 10 млрд руб. – это будут бюджетные кредиты, которые получат местные власти. Я хочу обратить внимание, что это возвратные деньги и дарить их никто не намерен. Кроме того, насколько понимаю, еще часть средств можно будет взять из региональной программы инвестфонда. Сейчас в хорошем состоянии 8 инвестпроектов, мы их посмотрели на совместных рабочих группах в Минрегионе. О конкретных городах я бы сейчас не хотел говорить, сложно сказать, что будет одобрено окончательно, а что нет. Не исключаю, что эти 10 млрд руб. могут быть распределены и между 8–10 проектами в разных долях. Может быть, пусть их будет немного, но мы будем уверены в том, во что эти деньги вложены.
 

. Лучше пусть это будет 8–10 инвестпроектов, но действительно проработанных и качественно сделанных, объясняет он: «хочется увидеть грамотную бизнес-модель, план по созданию чего-то действительно нового, а не предложение организовать очередное муниципальное унитарное предприятие. Член правления «Инсора» Евгений Гонтмахерговорит, что первый шаг государство делает правильный

 
Прямая речь

«Проекты с участием государства – это первый шаг, но нужно делать уже второй: искать частные деньги»

Член правления «Инсора» Евгений Гонтмахер
о планах спасения 27 моногородов:
Я не знаком с деталями предложенных правительству инвестпроектов в моногородах, но могу сказать, что в целом поход, разумеется, правильный. Моногородам нужны инвестиции, и пусть это будут государственные деньги, но это хоть какая-то возможность начать модернизацию их экономик. Пусть это будет 8–10 проектов, – с чего-то нужно начинать.
Другое дело,что бюджетных денег на всех не хватит: сейчас выделено 27 городов, которым нужна экстренная помощь, но на самом деле их гораздо больше: около сотни. И для решения их проблем нужен масштабный приток частных инвестиций, а с ними, вы сами понимаете, какая у нас ситуация. К тому же, государство сейчас занимается решением проблем крупных городов – понятно, что на то есть свои, прежде всего, политические причины. Стабилизировать ситуацию нужно там, где есть возможность социального взрыва – и с этой точки зрения, это – понятное и правильное решение. Но при таком подходе за бортом остаются, например, тысячи маленьких поселков городского типа, которыми вообще никто не занимается.
Попытка начать развитие инвестиционных проектов с участием государства – это только первый шаг, но чтобы решить системную проблему нужно делать уже второй: искать частные деньги. Тогда проблема моногородов будет постепенно исчезать сама по себе.
 

, но чиновникам не стоит забывать, что государственных денег на кардинальное изменение ситуации не хватит: для диверсификации монопрофильных экономик нужны масштабные частные инвестиции. К тому же, пока государство увлечено стабилизацией в крупных моногородах (что оправдано политически), но из его поля зрения выпадает большинство поселков городского типа, в которых проблема монопрофильности стоит даже более остро.