Образование      об образовании

«Мы уходим от модели «факультет-кафедра»

Ректор МИСиС Дмитрий Ливанов
Скопируйте код в ваш блог. Форма будет выглядеть вот так:
 0 764 экспорт в блог
Выступление на круглом столе Российской экономической школы «Создание университетов мирового класса: международный опыт и российская практика»:

Мы стартовали чуть раньше, чем остальные, поэтому я расскажу, что мы уже делаем, а не что собираемся. Мы заимствовали идею исследовательских университетов из США. Наши университеты далеки от того, что называется world class university. С тем финансированием, что мы получили в рамах статуса национального университета, выйти на этот класс невозможно. Чтобы войти в класс европейских университетов, нам надо увеличить финансирование в три раза.

Чтобы университет был хорошим и качественным, надо соединить три компонента – это хорошие студенты, хорошие сотрудники и качественное управление. Прежде всего, система образования очень у нас архаична. Не говорю о 5-летнем образовании, но даже 4-летний бакалавриат и 2-летняя магистратура – это устаревшее. Мы догоняем поезд, который уже ушел. Надо говорить о схеме 2+2+2: бакалавриат разбивается на общий и прикладной и дополняется интенсивными курсами.

Об английском. Мы ставим задачу перед нашим бакалавриатом следующую: чтобы любой выпускник сдавал не английский, а TOEFL или Кембриджский экзамен. Так, чтобы не менее 50% могли поступить с результатом в любую магистратуру. Что делать – английский становится основным по часам предметом на бакалавриате.

Надо привезти преподавателям современные методики и полностью переделать учебный план бакалавриата. Мы это будем делать, и с 1 сентября это уже запустится.

В наш учебный процесс в бакалавриате мы хотим имплантировать несколько штук. У нас некоторые системные процессы не были интегрированы, вроде general engineering, и мы хотим просто импортировать целые учебные программы, сохраняя наши сильные стороны вроде физики и математики.

В области магистратуры основной акцент – мы сформулировали жесткую систему требований. Это обязательные исследования, обязательная заработная плата для студентов, которые делают исследования. Мы разрабатываем и ведем целиком несколько программ на английском языке. Кроме того, есть корпоративные программы, их уже четыре, а также короткие программы для компаний. Есть специальный «институт непрерывного образования».

Следующий элемент – это сотрудники. Мы сейчас формулируем новые требования к нашим преподавателям. Исследовательский университет должен предъявлять более высокие требования, чем обычный. Мы вводим новые квалификационные требования, в т.ч. специалист-исследователь с минимальной образовательной нагрузкой, а также преподаватель-эксперт, у которого есть практический опыт, но нет научных званий, но которого мы хотим видеть в числе сотрудников. Мы хотим уже весной провести полную переаттестацию. В январе запустим курсы повышения квалификации, чтобы они могли соответствовать.

Изменения в модели управления. Мы уходим от модели «факультет-кафедра». Факультетов уже нет. Будут формироваться колледжи и школа-магистратура (graduate schools). Это будет другая система организации. Они не будут разделены на кафедры, и тем более кафедры научной и образовательной работы. Это станет ростками будущей школы магистратуры. Например, мы недавно создали центр дизайна и инноваций, пригласив специалистов в области промышленного дизайна.

И новые люди, конечно. У нас есть люди с академической успешной карьерой из государства, которые успешно работали в компаниях, а также есть люди из западных университетов. Но есть позиции, где мы хотим видеть новых людей. Это центр трансфера технологий. Таких центров было создано в России много, но они неудачны. Глядеть на центры в России нет смысла, надо работать глобально. А такие люди стоят дорого, и мы их будем принимать только на ключевые позиции.

Мы хотим реализовать новые программы в области управления производством. Мировой опыт ушел далеко, и если мы хотим всерьез этим заниматься, надо этот опыт импортировать.

И еще – новая инфраструктура. Для нас принципиален вопрос строительства нового кампуса. В 2010 году мы объявим международный тендер на строительство нового кампуса, соглашение о земле подписано. Хотя мы движемся не так быстро из-за кризиса, как хотели.

Ответы на вопросы:

– Какое сочетание исследователей и преподавателей вам кажется оптимальным?

– Я не могу еще пока сказать, сколько будут отнесены к какому квалификационному уровню. Мы хотим выйти в бакалавриате и магистратуре на соотношение примерно один к одному. В России к магистратуре невозможно перейти быстро, это зависит не от нас, но от того, как будут проходить структурные изменения. Так как юридические требования к преподаванию третьего уровня еще не приняты.

– Вопрос изменения организационной структуры – ключевой. И переход от модели «кафедра-факультет» – болезненный и не соответствует законодательству.

– Никаких ограничений, с точки зрения закона, нет, у нас часто собственное нежелание [что-либо менять] прикрывается законом. Так же и с принятием на работу граждан других государств: вот у нас тут Тимоти О'Коннор, мы приняли его в качестве проректора по образованию.
Следите за обновлениями Slon.ru в вашей социальной сети: ВКонтакте или Facebook.
 0 764 экспорт в блог
ТЕГИ:  Ливанов Дмитрий МИСиС Образование