Новости Календарь

24 часа с «Pussy Riot church»

24 часа с «Pussy Riot church»

Каждый день корреспонденты Slon и многих других изданий идут на работу мимо храма Христа Спасителя и видят священников, прихожан, туристов, а по вечерам и молодежь, тусующуюся на «Красном Октябре». А теперь еще видят и слышат голос патриарха Кирилла с плазменных панелей, недавно повешенных прямо на церковной ограде. Вдохновившись однажды услышанной от туристки шокирующей фразой «Oh, this is Pussy Riot church!», мы решили провести 24 часа вокруг и около главного храма Москвы, чтобы из подслушанных разговоров составить социологический портрет homo верующего. Поэтому в этот текст вошло все, что составляет эмоциональную, мистическую и бытовую сторону православия: смирение, суеверность, тщеславие и даже лицемерие. Впрочем, потом оказалось, что ярких случаев в этом месте случается так много, что мы не стали ограничивать себя одной религиозной тематикой. По случайности на глаза нам попались и те, кто никакого отношения к церковному миру, кажется, совершенно не имеет. Словом, результат перед вами.

Slon отмечает, что информация для материала собиралась в течение нескольких недель, а не в одни сутки, но время происходящего в нем зафиксировано предельно точно.

                                    
 
 
00:00
 
 

Прямо около ХХС компания разношерстных пьяных мужчин в возрасте около тридцати лет. Они тихонько, себе под нос распевают песенку «Владимир Путин – не х*й собачий!», написанной более пяти лет назад группой «Беломорс».

Один из мужчин: «А давайте уже пойдем. Ну вдруг менты».

 
 
02:00
 
 

Молодой человек хипстерской наружности, проходя мимо, специально прибавил в наушниках громкость песни Peaches «Free Pussy Riot». Рядом подвыпившая влюбленная парочка подростков пытается поймать машину. Девушка оборачивается на звук, смотрит в спину парню с плеером и выдает: «Да чтоб ты уже оглох».

 
 
02:35
 
 

Мимо храма проходят мужчина средних лет и молодая женщина в кашемировом пальто. Он – ей, на английском: «Я всегда думал и думаю, что если убрать из православия мистицизм, то получится протестантство, а если добавить денег, то атеизм».

                                    
 
 
05:45
 
 

Компания бомжей распределяет места между собой. Один нахально подходит к нашему фотографу и предлагает попозировать за 100 рублей. «Я и перекреститься могу!» – добавляет он.

                                    
 
 
07:25
 
 

К храму на утреннюю службу стягиваются прихожане. Три аккуратные старушки идут, держась за руки, и обсуждают свою знакомую: «А вот Анна Петровна, Бог ее храни, с нами ведь на литургию никогда не ходит. Она, когда заболела, пошла в свой приход, а ей там батюшка грехи не отпустил. Сказал, что она даже простой молитвы не знает и посты не держит. А ей ведь по здоровью не кушать нельзя. Она такого обращения не поняла, конечно».

 
 
07:50
 
 

Двое мужчин разговаривают о работе. Один из них, судя по всему, владелец такси, произносит: «Я, когда нового водителя на работу беру, всегда непроизвольно обращаю внимание на то, что у него на лобовом висит – там бывают иконки же, а бывают такие кубики, типа как в казино. Я вот к таким сразу настороженно отношусь».

               
 
В одно утро с 6 до 8 утра Slon насчитал 11 человек, которые перекрестились, проходя мимо ХХС. 


 
 
09:30
 
 

Патриарх Кирилл в храме и с мониторов читает проповедь. Его слушают несколько бабушек.

– Ты знаешь, я же вот всегда предпочитаю в свой храм в Коптево ходить. Там и духовник знакомый, и атмосфера какая-то особая. Как в Царствии Небесном.

– Ну и гордыня же тебя одолела...

– Почему это?

– Еcли в храме Патриарха всея Руси ты чувствуешь себя некомфортно, значит, нет в тебе смирения!

                                    
 
 
09:45
 
 

Две женщины, чинно вышедшие из храма, неожиданно заговорили об Олеге Мавроматти. Получилось разобрать лишь отрывок: «Боюсь, что в СИЗО его уже убили. Я знаю, как зэки Господа любят».

Slon напоминает, что на данный момент художник и творческий деятель Олег Мавроматти, известный своей акцией «Не верь глазам!», в ходе которой его прибили гвоздями к деревянному кресту около ХХС, не находится на зоне, а скрывается в Болгарии.

 
 
10:30
 
 

Около храма проводится экскурсия. Девушка-азиатка смотрит на плазму и протягивает: «Какое интересное и технологичное решение! Даже у нас такого нет». Slon уточняет у гида группы: туристы из Южной Кореи.

                                      
 
 
13:00
 
 

Сразу несколько молодых пар позируют перед танцующими вокруг них фотографами на фоне ХХС.

– Горько! Целуемся страстнее! – кричат фотографы.

– Это ведь история нашей веры в любовь! – кричит свидетельница одной пары молодоженов. Все смеются, считая каламбур невероятно удачным.

 
 
14:15
 
 

На Патриаршем мосту тоже установлены плазменные экраны. Их четыре, на них транслируются виды Италии – визуальная реклама. Периодически и там показывают храмы и соборы. В один из таких моментов бабушка в оренбургском платке останавливается рядом и говорит засмотревшемуся внуку: «А там, около церкви, на таком же экране батюшку в красивой одежде показывали. Видел, надеюсь?» Внук отрицательно качает головой и продолжает смотреть Италию.

 
 
15:10
 
 

Бомж снова подходит с целью помолиться на камеру и получить за это 100 рублей.

 
 
15:30
 
 

Проходит очередной хипстер. Он говорит в трубку мобильного: «Мам, ну поставил я свечку, поставил. Задолбала уже!»                                

 
 
16:00
 
 

На мониторе показывают встречу патриарха с известными российскими спортсменами. Мимо проходит крепкий парень под два метра, он останавливается перед экраном и говорит девушке-туристке рядом: «Ой, только бы не Валуев, да?»

 
 
16:40
 
 

Один мужчина стоит около монитора и молится. На экране не богослужение, а простая встреча патриарха с очередным чиновником. Другой, проходя мимо экрана в тот момент, когда на нем появляется Путин, бросает короткое: «Дурдом».

               
 
В 17:00 телевизоры выключаются сотрудниками храма. 


 
 
18:40
 
 

Две бабушки обсуждают, как сделать так, чтобы внук одной из них бросил пить. Одна другой: «Отец Василий твой же говорил уже тебе, старая дура, про икону «Неупиваемая чаша»!»

 
 
19:20
 
 

«Я сегодня хотела покаяться в том, что выбрала для Кати светскую этику в школе, но сил в себе не нашла», – говорит достаточно молодая брюнетка с коляской своей подруге. Та ей отвечает: «Твоей Кате, конечно, никакие уроки этики не помогут».

                                    
 
 
21:00
 
 

Около храма фотографируются две девушки 13–14 лет, из их разговора следует, что они живут в пригороде и боятся опоздать на электричку:

– Слушай, ты слышала про девок, которые танцевали здесь в церкви?

– Ага, а что?

– Ну блин, надо было цветные колготки взять, сделать прорези, то есть маски, как у них, и сфоткаться. Было бы стебно.

 
 
23:00
 
 

Мимо храма проезжают байкеры с крестами на мотоциклах. Орет песня группы «Алиса» «Трасса Е95».

 
 
00:00
 
 

Они же проезжают обратно. Останавливаются, чтобы решить, куда ехать дальше. Из их разговора мало что можно было уловить, но одну реплику все-таки Slon услышал отчетливо: «Отец Владимир завтра нас зовет помолиться. О спасении России от инородцев. Одолели, черти. У меня на участке одни узбеки».

Фото: Софья Карпенко

Предыдущий материал

Кто виноват: бесноватый народ или Церковь?

Следующий материал

Как РПЦ эпатировала публику