«Нынешний острейший кризис в России сконструирован в цэрэушных «лабораториях». Бандеровский национализм при поддержке США уже ведет войну против всех нас в Новороссии. Если новоявленные фюреры не получат там должный отпор, натовские базы появятся под Харьковом. Что это означает для граждан России, думаю, понимают даже навальные, немцовы и другие американские подпевалы». Неплохую пародию я сделал на стиль, к которому обязательно придут МИА «Россия сегодня», «Российская газета» или любая серьезная аналитическая программа на госТВ, да? Напоминает, конечно, советские боевые листки, что говорить, – с них и слизал, но к таким сюжетам идем. Ищем врагов, боремся с «пятой колонной» и капстранами, выступаем за мир во всем мире. «Как создано, так и развивается», – говорил, правда по иному случаю, президент Путин. Наверное, градус будет не тот – до цэрэушных лабораторий, новоявленных фюреров и американских подпевал дело не дойдет, но на то это и пародия, чтобы оставить только самые яркие цвета и самые нелепые сочетания. Смешной же вышел текст – подпевалы, фюреры, цэрэушные лаборатории, ничего не забыл? Не упомянул ЗОГ и гейдельбергский клуб, сейчас исправлюсь. Стало смешнее? Нет?

Пару лет назад кто-нибудь над этим бы еще и посмеялся. Сейчас  Владимир Путин говорит о «нацпредателях» и «пятой колонне», колумнисты «Известий» и «КП» выражаются еще вольнее. Разве что рептилоидами текст расцветить, иначе ему одна дорога – в корзину. 

А теперь перечитайте строки про подпевал с новым знанием: писалось это все вовсе не в развлекательных целях и не из желания высмеять охранительский стиль, и не мои это строки. Их автор – лидер КПРФ Геннадий Зюганов, в обращении которого к гражданам России можно найти еще и не такие россыпи слов.

Да ты же Путин!

Жизнь оказалась богаче любой пародии, и свидетельство тому не только выдержки из трудов вождей коммунизма. Отличить стёб от благоговения, а пародию от серьезного обращения сейчас просто невозможно.

«Да ты же Путин! Я быть с тобой хочу, тебе я вслед кричу! Мой Путин, мой милый Путин», – с улыбкой поет новосибирская певица Машани, одетая в цвета российского флага. Ролик оказался популярным – патриотам он понравился, «пятая колонна» и американские подпевалы тоже порадовались – до чего дошел охранительский креатив. Рифмы «уверен – верен», «путь – не свернуть», штампы – «очарована – околдована», все на месте. На первый взгляд. Начинаешь присматриваться – и видишь, никакая это не топорная работа, а тонкая пародия. Какая патриотическая певица сейчас назовет президента «мой милый», да еще намекнет, что его жизнь полна «притворных масок»? Время не такое, РИА «Новости» пишут, например, что «У России один союзник – ум и воля правителя», никакой фамильярности места нет. А в качестве пародии все выглядит органично, даже в возгласе «да ты же Путин!», обращенном, скорее всего, к возлюбленному, чувствуются какие-то презрительные нотки. Обещал догнать Португалию и ее жителей по благосостоянию, а что-то не выходит, как и со многим другим. Но все равно Маша-Россия готова с ним быть и все равно он милый. Вот она, схема отношений граждан с правителем. Пародия на четыре с минусом – можно сказать, неплохая.

Если бы была пародией. В интервью Мария объясняет, что песня написана всерьез: она хотела поддержать президента, это посоветовали сделать ей «друзья». Старомодный хит «Такого, как Путин» Машани, кстати, не нравится: «куплет и припев там никак не связаны». Так что все серьезно.

Spicenews

Для иронии и сарказма есть один беспроигрышный вариант – фельетон. Смешная вышла бы безделица: «Как журналист Lifenews укропов облаял», ну или с игривым заголовком: «Ко мне, Lifenews!» Представьте и сюжет: собрались, значит, в одном месте – ну пусть в Минске – журналисты, ждут чего-то, общаются. Наглая украинская пресса спрашивает что-то у корреспондента известного издания  Lifenews, клевещет на Россию. А журналист находит отличный ответ в корпоративном стиле – облаивает злобных укропов, те убегают. Корреспонденту почет и слава – хвалят коллеги, правительство награду выписывает. Еще бы, ждали журналисты выхода президента Путина, мало ли что бы сделали бандеровцы, говорят, от одного их присутствия спайс в воздухе появляется. Распылили бы этот спайс, вдохнул бы его президент, и началась бы третья мировая. Забавно. Только все это написано жизнью за нас. Журналист облаял, коллеги по изданию похвалили. Говорят, правда, украинцы корреспондента довели, шипели: «Лайньюс», – тот не сдержался и полаял. Мораль же такова: за какой фельетон сейчас ни возьмись, обязательно найдется случай удивительнее и нелепее. Полицейский взял взятку ватником, чиновник купил золотой унитаз за бюджетные деньги, единоросс посоветовал меньше есть.

Остается попробовать силы в мастерстве плаката и видеоролика, но и тут дорога закрыта. Например, «Молодая гвардия» организовала выставку (хотя на деле просто вывесила на Никитском бульваре Москвы несколько плакатов) «Заповеди россиянина». Среди них есть такие: «Содержи ядерный реактор в чистоте и порядке», «Держи на видном месте багор, огнетушитель и "Тополь-М"», «Отдыхай в Крыму – там благодать». Все эти слоганы сопровождаются изображениями мишек, богатырей и березок. Больше походит на насмешку, а нет – все серьезно.

Все фото – автора

Смерть метафоры

Есть примеры и с другой стороны. Недавно мои знакомые сделали «правильный трейлер» к фильму «Левиафан». Подписали, что лента получила награду Каннского кинофестиваля за «Лучший антироссийский фильм», была снята при поддержке ЗОГ и Госдепа. Привели цитаты великих: «Политическая показуха» (С. Марков), «Грязь, которой облили страну» (Д. Пучков – не Гоблин, гоблины, видимо, сейчас могут быть только в Крыму). Многим ненавистникам «Левиафана» понравилось – ролик посчитали действительно «правильным».

Как стерлись границы смешного и серьезного? Почему дурашливое подражание реальности, которое должно ее расцветить, перед реальностью блекнет? Состояние гипотетической войны, в котором скоро уж год, как мы живем, оставляет только яркие и густые краски, только явные контрасты, только прямые значения, никаких метафор. Поэтому те же карикатуры «Шарли Эбдо» воспринимаются прямо: видим на них старика, мужчину помоложе и голубя, стало быть, Троица (карикатура на гомосексуализм среди католических священников). Написано «легендарный ополченец» – значит, ополченец легендарный. Делишься цитатой Холмогорова – значит, его поддерживаешь. Пишешь об американском обкоме – пишешь всерьез. Путин может быть милым – слово-то хорошее. Ничего святого, ничего смешного – только государство, его верные псоглавцы, боевые листки, американские подпевалы да плакат на бульваре – далее везде.

Автор – корреспондент издательского дома «КоммерсантЪ»