Фото ИТАР-ТАСС/ Руслан Шамуков

Скандалы вокруг Pussy Riot, часов патриарха Кирилла и его квартиры, чрезмерное, на взгляд многих, сближение высшего руководства православной церкви с российской властью обозначили раскол, существующий внутри российского общества между сторонниками политики РПЦ и его противниками. За последние месяцы слова и дела церковных иерархов осудили не только убежденные атеисты, но также часть верующих и некоторые священнослужители. Впрочем, такие люди находятся в меньшинстве. Согласно апрельскому опросу ФОМ, только 5% православных респондентов не доверяют предстоятелю РПЦ, еще 12% доверяют ему «отчасти». Что касается России в целом, то доверие патриарху находится на уровне 56%, церкви – 64%. По данным ФОМ на 29 апреля, когда уже «выстрелили» и скандал с часами, и тяжба с квартирой Кирилла, и дело Pussy Riot, только 5% россиян заявляли, что за последние месяцы стали хуже относиться к РПЦ. С другой стороны, 5% признались, что их отношение к церкви улучшилось. Подавляющее большинство опрошенных (84%) никак не изменили своего мнения. 

Между тем эпизоды, наносящие вред репутации церкви, способны отпугнуть паству, а вместе с ней и ее пожертвования, показало исследование Николя Боттана из Университета Иллинойса и Рикардо Перес-Трулья из Гарварда. Экономисты взяли данные по всем сексуальным скандалам, в которых были замешаны католические священники, с 1980 по 2010 годы и проанализировали их последствия для местных общин в США.

Вообще-то принадлежность к церкви стимулирует просоциальное поведение, что показал ряд более ранних исследований. Дело здесь не только в следовании принципу «возлюби ближнего твоего, как самого себя», но и в особых социальных нормах внутри приходов, которые поощряют помощь другим людям, способствуют социализации подрастающего поколения, распространению информацию о благотворительных акциях и так далее.

Но тут возникает вопрос: а что, если к церкви более склонны присоединяться альтруисты, которые и без нее помогали бы людям в силу своих личных особенностей? Чтобы ответить на этот вопрос, Боттан и Перес-Трулья решили проверить, насколько работает причинно-следственная связь между религией и «хорошим» поведением в обратном направлении – в случае, если общину потрясает шок, наподобие секс-скандала с участием местного пастыря? Станут ли тогда прихожане меньше участвовать в жизни общины и меньше жертвовать на богоугодные дела?

Сообщения о сексуальных домогательствах со стороны католических священников начали регулярно появляться в прессе с середины 1980-х годов. В полной мере тема набрала обороты в 2002 году, когда Boston Globe написала о священнике, которому высшее начальство доверило работу с детьми, несмотря на осведомленность о его слабости к малолетним прихожанам. За статьей последовали сотни подобных разоблачений. В результатах расследования Колледжа уголовного права Джона Джея впоследствии утверждалось, что каждый 20-й служитель католической церкви в США был хотя бы раз так или иначе замешан в секс-скандалах в период с 1950 по 2009 год.

Как на это реагировали прихожане? По подсчетам Боттана и Перез-Трульи, которые пристально рассмотрели 1125 подобных скандалов, если бы до верующих не дошла информация о них, то численность взрослых сторонников Католической церкви в Штатах в настоящее время оказалась бы на 5 млн (10%) больше, чем сейчас. Именно с волной негативных публикаций на эту тему авторы напрямую связывают отток учеников из католических школ в 2000-е годы. Также экономисты зафиксировали спад в сумме благотворительных пожертвований с почтового индекса, относящегося к району происшествия, в среднем на 4% в течение пяти лет с момента скандала. Среди католиков пожертвования снижались в среднем на 12%, причем спад затронул прежде всего переводы в адрес организаций, аффилированных с Католической церковью.

Разумеется, материалы американского исследования и российские реалии сильно отличаются. Различаются и масштаб инфоповодов, и освещение в СМИ. Эпизоды с часами и квартирой или «табачное дело», также как параноидальные заявления представителей церкви, – это все-таки не доказанные случаи педофилии и не вызывают такого же широкого отторжения. К тому же, федеральные телеканалы активно работают на обеление имиджа РПЦ. А многие верующие могут быть вполне лояльны своему местному батюшке, положительно относиться к самому институту церкви, при этом имея намного меньше доверяя «высшему должностному лицу» и одиозным церковным спикерам вроде Всеволода Чаплина, ибо российскому православию больше 1000 лет, а патриархи и их секретари приходят и уходят.

Но все же российской церкви стоит иметь в виду, что единожды солгав и выставив себя в не лучшем виде, церковь становится объектом более пристального внимания общественности. А потом, как показывает опыт католических общин, пристальное внимание и потеря доверия порождают все возрастающий вал разоблачений. И каждый из этой лавины локальных скандалов стоил около 5000 ушедших из лона церкви прихожан. Много это или мало? С точки зрения церкви, это 5000 погубленных душ.