Верующие в очереди к храму Христа Спасителя, где выставлены Дары волхвов из монастыря святого Павла на горе Афон. Фото ИТАР-ТАСС/ Павел Смертин
Еще пару лет назад «путинская стабильность» была любимой темой для толкования «близких к Кремлю» политологов и экспертов. На чем она стоит и чем держится, кажется, мог объяснить хмурым понедельничным утром (а может, и ярким пятничным вечером) даже Сергей Марков.
Другие концепты типа «суверенной демократии» или плана Путина критическому анализу поддавались с трудом. «Путинскую стабильность» разложить по полочкам было очень просто, особенно помогало сравнение с лихими девяностыми. Зарплаты бюджетникам и пенсии платятся стабильно, дорог и домов строится немного, но строятся они стабильно, в 90-е была война и гремели взрывы, а сейчас почти не гремят. Именно поэтому народ горой за власть и вождя, и других ему не надо.
И спорить было в общем-то почти не с чем – стабильность твердо стояла на земле: пенсии с зарплатами, пусть невеликие, действительно платились, с войной стало как-то попроще. Обычно дальнейших пояснений не следовало, да и зачем, например, пропаганде тонкости. При желании мысль можно было бы развить и дальше: при Путине власть заключила с обществом, почти со всеми его группами, негласный договор. Забираем свободные выборы и распоряжение бюджетом в обмен на стабильность.
Каждому свое, от каждого свое
Для каждого стабильность была своя – кому-то вовремя пенсию и зарплату (а в провинции на одну зарплату бюджетника может жить целая семья, и это не преувеличение). Пенсия в 55–60 лет, все как в Советском Союзе, только колбасы в магазинах больше.
С так называемыми местными элитами тоже был свой договор – те стараются не лезть в большую политику (чтобы не было соблазна, поставили барьерчики – отменили выборы губернаторов и одномандатников в Госдуму), взамен получают возможность «решать вопросы» муниципальных заказов и имущества на постах мэров и депутатов гордум.
Крупные чиновники (те же губернаторы) – иммунитет от критики на федеральном уровне и фактически уголовного преследования. Церковь – это святое. Депутат Госдумы от «Единой России» – уважаемый человек, занимает кресло, иногда говорит о стабильности и суверенной демократии.
За последние год-полтора большинство договоренностей были нарушены со стороны Кремля, остальные находятся под угрозой. Легче всего Москва расстается с обязательствами перед элитами. Депутаты Госдумы должны вносить законопроекты, за которые им потом приходится краснеть – бороться с НКО, митингами, сиротами, геями. Конечно, среди парламентариев есть и идейные люди, но многих своя фамилия под законопроектом, спущенным из администрации президента, не радует, а огорчает.
Губернаторы начали получать нагоняи от Народного фронта – много тратят на себя. Разумеется, фронтовые атаки освещаются по ТВ, что глав регионов напрягает еще сильнее.
Дорогой депутат наш покинул село!
Мэров и городских депутатов, они же крупные местные бизнесмены, ждет удар куда болезненнее. Выборы на этом уровне, видимо, все-таки будут отменены в ходе муниципальной реформы, а это уже потери в семейном и корпоративном бюджете для каждого «отца города». Решать вопрос о получении подряда, продлении аренды или приватизации земли придется не с коллегами в гордуме или таким же избранным мэром, а с назначенным сверху чиновником. Это уже другие таксы и тарифы. Теряется и престиж – авторитетный политик, народный избранник, душа совета ветеранов, «дорогой депутат» становится обычным местным предпринимателем. О такой стабильности Кремль с региональными авторитетами явно не договаривался.
Недовольных отменой выборов мэров и депутатов гордум окажется сравнительно немного – сколько таких персонажей в крупных городах на всю Россию, тысяч десять – пятнадцать. На практике цифру можно смело умножать на сто – почти за каждым депутатом стоит «общественная организация», которая собирает бабушек с района, устраивает чаепития, дарит подарки на Новый год и 8 Марта, проводит елки в школах и детских садах, малообеспеченные получают продуктовые наборы «от депутата». Хорошо понять, как народные избранники взаимодействуют с населением, можно из роликов астраханского депутата Андрея Иванцова.
После отмены выборов «организация» кормильцу станет не нужна – чего зря тратиться; а напоследок в целях профилактики депутат расскажет гражданам, почему они лишились праздника. Сама возможность выбирать депутатов людей волнует мало, зато отмена праздников – дело явно неприятное.
Предположение это не умозрительное. В позапрошлом году в Рязанской области проходили губернаторские выборы. Баллотировался действующий глава – малопопулярный варяг Олег Ковалев, выдвинулся и местный – бывший депутат Игорь Морозов. Ситуация была напряженной: Морозов мог выиграть выборы, а тут еще в Рязани «общественная организация» «Милосердие и справедливость» депутата облдумы от ЛДПР Трубицына начала агитировать против Ковалева. Сеть у «милосердия» была большая, охватывала она окраины города. По слухам, губернатор понял угрозу и заключил с Трубицыным свой общественный договор. Так это или нет, неизвестно. Но в прошлом году на выборах в гордуму Рязани Трубицын попал в тройку списка «Единой России», хотя до этого ходил на выборы от ЛДПР, в самом списке «ЕР» на проходных местах оказались его люди. Кажется, Ковалев оказался дальновиднее администрации президента.
Дары волхвов
Наверное, «стабильность» могла бы стерпеть и это: все же основа ее – пенсии и зарплаты, но и тут начались проблемы. От пенсионной реформы и повышения пенсионного возраста никуда не деться. Бюджетникам зарплаты, кажется, даже повышают, но параллельно идет «оптимизация штатов» – сокращения, проще говоря. А людям как-то привычнее, чтобы было понемногу, но у всех, чем побольше, но у некоторых. Идут предательские разговоры о новом кризисе.
Верующие в очереди к храму Христа Спасителя, где выставлены Дары волхвов из монастыря Святого Павла на горе Афон. Фото: ИТАР-ТАСС / Павел Смертин
Борьба с терроризмом (с которой во многом и начиналась стабильность) тоже как-то не удалась – Волгоград тому пример.
Может быть, поэтому спасительных рассуждений о стабильности сейчас мы слышим все меньше. Придумывать новые договоры в Кремле то ли ленятся, то ли не хотят. Взамен на отобранные материальные блага предлагается поучаствовать в борьбе с мужеложцами, которые нашлись даже в церкви, подумать о духовных скрепах, постоять в очереди к новым Дарам волхвов. Погордиться Олимпиадой или, например, некими внешнеполитическими успехами. Стабильного политолога сменят отец Иван или отец Всеволод, на смену рациональному пытается прийти мистическое. Неплохо было бы, наверное, регулярно привозить в храм Христа Спасителя что-нибудь этакое – не успел отойти от одной очереди, пора в другую, о политике думать некогда.
Только без депутатского чаепития и потери пусть и небольшой, но зарплаты в школе мистическая стабильность, о которой уже никто не договаривается, продержится недолго. Стоять в очереди без депутатских пирожков все же непростая работа.