Фото: Артем Коротаев / ИТАР-ТАСС

7 мая Дмитрий Медведев отправится на ковер к Владимиру Путину. Совещание будет посвящено выполнению одиннадцати президентских указов, которые глава государства подписал ровно год назад. Правительству было поручено выполнить 80% из президентских поручений в 2012–2013 году. Но, по данным вице-премьера Владислава Суркова, правительство в РФ исполнило около 70% из них. На сегодняшнем совещании с вице-премьерами Дмитрий Медведев призывал коллег не сбавлять темп при выполнении президентских указов, но делать это, заметил он, «с пониманием той ситуации, которая реально сложилась».

Впрочем, опрошенные Slon эксперты уверены, что большинство указов с самого начала были не проработаны и не просчитаны, а некоторые аналитики вообще уверены, что Путин специально дал Белому дому невыполнимые поручения, чтобы был повод для отставки премьера в любой удобный для него момент.

Евгений Гонтмахер,
член правления Института современного развития Я думаю, когда в 2012 году эти указы готовились, не предполагалось, что это станет каким-то выпадом против правительства. Но все эти указы носили явно политический характер. Они были подписаны в день инаугурации Путина, и он хотел тем самым показать, что у него есть программа, несмотря на то, что многие упрекали его в обратном. Кроме того, при подготовке этих указов 7 мая, насколько я знаю, настоящего согласования с правительством не было. Это была во многом самодеятельность политического блока администрации президента. И в итоге в указах появились довольно случайные вещи. Выигрышные лишь на первый взгляд. Но никакой проработки или финансово-экономической обоснованности в этих указах действительно не было. Поэтому уже сейчас, когда подходит время подводить первые итоги по каким-то пунктам, возникает мысль, что правительство немножко было подставлено. Хотя, возможно, год назад такой задачи и не ставилось. С другой стороны, невозможно сказать, что в невыполнении указов был виноват кто-то один – автор или исполнитель этих указов. Так как, во-первых, по многим указам сроки были довольно длинные – 2018-й, 2020 год и так далее. Во-вторых, в этих указах есть пункты, практически невыполнимые с точки зрения финансового обеспечения и по смыслу. Например, в одном из них говорится об увеличении коэффициента рождаемости на одну женщину. Этот критерий, как я считаю, вообще не должен упоминаться в указах. Но, с другой стороны, в том, что какие-то поручения не были выполнены, есть и вина правительства. Например, Путин во время «Прямой линии» прямо сказал, что ему так и не представили пенсионную формулу, хотя это можно было сделать. Но правительство, в силу своей неорганизованности и из-за отсутствия профессионализма по многим пунктам, так этого и не сделало. В итоге 7 мая могут быть уволены какие-то министры, отвечающие за социальный блок, но не Дмитрий Медведев, так как о новом курсе правительства речь все-таки еще не идет.

Игорь Николаев,
директор департамента стратегического анализа «ФБК» В том, что не все поручения президента были исполнены в срок, есть вина и Медведева, и Путина. Потому что, естественно, выполняется поручение или нет – зависит от того, кто ставит эти поручения. Если они нереалистичные, то каким бы хорошим исполнитель ни был, все зависит не от него. Виноват и тот, кто формулировал эти задачи. И баланс между невыполненными и выполненными поручениями будет меняться в худшую сторону, особенно когда будут анализироваться достижения целевых показателей. Например, есть задача создать и модернизировать 25 млн рабочих мест, поднять производительность труда в 1,5 раза и повысить долю высокотехнологичных отраслей. Я думаю, что ни один из этих показателей не будет выполнен. Причина в том, что все эти задачи были абсолютно не просчитаны. Как, например, создать 25 млн высококвалифицированных рабочих мест невозможно, когда у нас даже не определено, что такое высококвалифицированное рабочее место, сколько их сейчас и сколько создается ежегодно. Это совершенно непросчитанная и необоснованная цифра. И так со всем. Например, поставлена задача повысить производительность труда в 1,5 раза, то есть на 7% ежегодно. Но с другой стороны, есть прогноз, что ВВП будет расти на 4% в год. Но такого не может быть. Невозможно, чтобы производительность труда росла на 7% в год, а ВВП – на 4%. Тем более что число трудоспособного населения в России, по прогнозам, останется на том же уровне. И список таких непросчитанных примеров можно продолжать. В итоге уже сейчас можно сделать вывод, что подавляющее число экономических показателей достигнуто не будет.

Алексей Макаркин,
вице-президент фонда «Центр политических технологий» С самого начала было ясно, что эти указы невыполнимы. Просто правительство, которое досталось Медведеву после его ухода из Кремля, было, как и «Единая Россия», отравленным подарком. Так что медведевское правительство с самого начала было поставлено в невыгодное положение. И это было сделано как для отставки Медведева в любой момент, так и для того, чтобы приподнять Кремль, вывести его из-под удара. В итоге только Кремль позиционируется как сила, которая заботится о простых гражданах, а основной удар приходится по правительству. Если бы Медведев постарался найти «волшебную палочку», то, наверное, смог выполнить эти указы. Но Медведев все-таки не волшебник. Тем более что на самом деле президент, издав эти указы еще до формирования правительства, по сути, поставил Белый дом перед фактом. Тем самым Путин выбрал себе роль народного защитника и требовательного главы государства, который серьезно спрашивает с чиновников. И соответственно он издает очень популярные указы, а теперь пытается понять, почему же их не выполняют, что было запрограммировано заранее. Хотя технически исполнить их целиком было просто невозможно. На этом сходятся многие эксперты. Но в нашей системе слово «невозможно» в отношении указов президента не произносится. Поэтому чиновники начинают маневрировать, отчитываясь о процентах исполненных инициатив. В итоге нескольким министрам были вынесены выговоры, а министр регионального развития швырнул заявление на стол, и его тут же удовлетворили. Не исключено, что и сейчас все будет развиваться по такому же сценарию. Единственное, что пока не ясно, – так это последствия. Последуют ли за предстоящим совещанием новые взыскания, например, за то, что не была подготовлена пенсионная реформа, или нет? Хотя та же пенсионная реформа – настолько непопулярная тема, что правительство хочет максимально оттянуть ее разработку, а президент – напротив, приблизить начало реформы, чтобы потом возложить всю ответственность на кабинет министров за антинародные меры. В итоге, даже если правительство и не будет затягивать с выполнением каких-то решений, на него все равно будут свалены все негативные последствия.

Евгений Минченко,
политолог Путин сам сказал, что в этих майских указах он задал завышенную планку. И многие его предложения годовой давности были не то что невыполнимы, а скорее, сложно выполнимы. Понятно, что эти указы готовились ситуативно, когда нужно было гасить протест, в том числе и с помощью социальных обещаний. Поэтому реальные сложности с их выполнением будут вне зависимости от того, какое будет правительство. И хотя претензии к правительству действительно есть и у президента, и у бизнеса, но пока, я думаю, у президента нет необходимости сегодня отправлять правительство в отставку. Поэтому я не жду какого-то большого разноса в адрес правительства.