Фото: Алексей Никольский/РИА Новости

Достоверность любых прогнозов о составе правительстве и кабинете министров, вплоть до того как они будут официально обнародованы, приближаются к достоверности оценок от ГУВД Москвы числа участников протестных акций. Более того, понятно, что каждый раз ожидания будущих отставок и назначений гораздо интереснее, чем итоговые перестановки, которые уже никого не удивляют. Если верить утечке «Интерфакса», то действительно удалось каким то образом скрестить октябрьские заявления Сергея Нарышкина о практически новом кабинете министров и декабрьские заявления Путина о том, что костяк правительства сохранится. Источники «Интерфакса» говорят, что свое место в правительстве сохранят: Игорь Шувалов, Владислав Сурков, Дмитрий Козак, Дмитрий Рогозин, Антон Силуанов, Сергей Лавров и Татьяна Голикова в случае разделения Минздравсоцразвития на два ведомства. Своих постов в правительстве лишатся: Виктор Зубков, Антон Вайно, Игорь Сечин, Юрий Трутнев, Елена Скрынник, Андрей Фурсенко, Сергей Шматко, Александр Авдеев, Игорь Щеголев и Игорь Левитин, Рашид Нургалиев. Новыми людьми в правительстве могут стать: Наталья Тимакова, Аркадий Дворкович. Много неопределенности с будущим назначением Эльвиры Набиуллиной: от сохранения поста до перехода в другое ведомство или повышения до ранга вице-премьера. Анализировать состав нового правительство можно по-разному. Можно смотреть, чьих людей больше: кремлевских или белодомовских. Если из этого исходить, то, наверное, есть некоторый паритет: есть люди, работавшие в Белом доме, типа Шувалова или Козака, ожидается приход людей, которые работали в последнее время или просто долгое время до этого в Кремле.

Если говорить о конкретных блоках и сферах, то тут все сложнее, поскольку последние годы изменений в правительстве и органах власти было очень мало и нередко одно изменение влекло за собой своего рода небольшое землетрясение. Вспомните, как в прошлом году уход Миронова из Совфеда породил массу перестановок в самом Совфеде, в губернаторском корпусе, среди полпредов. И до конца не понятно, насколько уход одной фигуры порождает эффект карточного домика. 

Ожидаемая смена кураторов в топливно-энергетическом комплексе промышленности и сельском хозяйстве, ключевых направлениях с точки зрения бизнес-мышления, с путинских на медведевских вызывает массу вопросов. Кто эти люди и кто эти позиции будет курировать? Появятся ли в правительстве персоны, так или иначе идентифицируемые Дмитрием Медведевым, при этом относительно новые, способные собрать ожидания? Придут ли невзрачные чиновники или компромиссные фигуры, при которых там мало что изменится?

Следующий важный момент в «сливе» «Интерфакса» – это, конечно, руководство аппарата правительства: никакой конкретной утечки нет, единственное, что известно, это то, что уходит Антон Вайно, что косвенно подтверждает, что Сурков или, что менее вероятно, Игорь Шувалов может возглавить аппарат правительства. Фигура руководителя аппарата правительства крайне важна. Аппаратная сила человека, назначенного на эту должность, будет служить индикатором того, можно ли будет вести атаки, в том числе и внутриэлитные, на правительство Медведева, стремясь показать, что его правительство слабее, чем было при премьер- министре Путине. 

И Сурков, и Шувалов будут восприниматься как относительно сильные фигуры. При этом надо понимать, что аппаратных конфликтов вокруг Шувалова гораздо меньше, чем вокруг Суркова, и как будут строиться отношения Владислава Юрьевича с администрацией президента в случае его назначения на должность руководителя аппарата правительства, пока непонятно.
Следующий блок – это блок силовиков. По нему пока тоже все ожидаемо: замена Нургалиева и Сердюкова вероятна, но здесь все говорят «пятьдесят на пятьдесят»: либо заменят, либо нет. Назначение новых персон, наверное, покажет, происходит ли какая-то ротация и начинают ли привлекать молодые кадры, или то самое петербургское окружение Владимира Путина бесконечно, и из него можно продолжать черпать кадровый резерв из поколения родившихся в пятидесятые–шестидесятые.
Главный же политический вопрос в отношении кадрового состава будущего правительства – появятся ли в правительстве персоны, способные вызывать какие бы то ни было ожидания? При назначении губернаторов этого иногда получается добиться, как, например, при назначении Шойгу. Появятся ли в правительстве не просто новые лица, но и те, кого относительно знают в стране и кто не имеет негативной известности и репутации компромиссной фигуры – вот главный вопрос. На первый взгляд, какие-то яркие, интересные персоны не просматриваются. Когда в последние полгода подбирали различные варианты, говорили и о Михаиле Прохорове и о Владимире Лисине. Конечно же, в ближайшие дни все замрут в ожидании того, появятся ли мощные драйверы в сельскохозяйственных, энергетических и промышленных блоках или это будут фигуры в большей степени чиновничьи.
И последний вопрос – что, собственно, будет с теми сферами, которые были приоритетны для прошлого правительства. Все самые запомнившиеся ходы правительства Путина и президентства Медведева – это реформа образования, МВД и армии. Наверное, произойдет некоторая смена повестки дня, будут много говорить о развитии Сибири и Дальнего Востока, но все-таки что произойдет со старыми проектами: будут ли они заморожены, похоронены или за них будет решено взяться с новой силой? – это тоже один из интересных вопросов.