Фото: Алексей Никольский / ИТАР-ТАСС

Только самый ленивый не нашел времени пошутить над путинской щукой. А зря: с технологической точки зрения кейс-то отменный. Разберем по порядку. В том, что касается федеральных каналов и массовой аудитории, – все понятно, классический рекламный ролик в духе Camel Trophy, пропагандистский и вполне традиционный, – это не ново.

Интереснее другое. Десятки тысяч свободных от нагрузки московских гуманитариев, бросившихся рассматривать новизну штанин, взвешивать на глаз рыбу, распространять жабы, видимо, не догадываются, что именно на это и была рассчитана провокационная карикатурность истории. Никто им указаний не давал, гонорары не платил, – сами отработали, в топы «Яндекса» вывели, всех знакомых, которые телевизор не смотрят, проинформировали. Не зря же, кстати, под выходные подкинули, спустя пять дней, – это чтобы время пописать и поработать было. Дали повод Пескову еще раз со всей серьезностью про вес щуки поговорить, про то, как часы дарил, вспомнить. Три дня самоходом держать рыбалку недельной давности в топах у пишущей публики безо всякой административки!

Второй урок – для наших ньюсмейкеров, в первую очередь из крупного бизнеса, порядком разленившихся. Есть такое явление – «автор одного хита», One Hit Wonder: артист произвел один хит, «разместился», резко погас и потом всю жизнь живет на дивиденды – финансовые и звездные. У нас же короткий яркий подвиг (подкованная блоха, стахановский рекорд, песня про войну) – и на всю жизнь депутат, член советов, подписант писем «в защиту» и «с осуждением», владелец бизнес-льгот и знатный юбиляр.

Посмотрите на многих наших ньюсмейкеров из разных сфер. Типичные One Нit Wonder, но с претензией на историческое место среди великих. А ведь создавать новости – это труд публичности, который обязаны нести представители истеблишмента, чтобы оставаться его естественной частью. Да, это риски, оценки, насмешки, комментарии независимые, и это не всегда приятно. Проще – блокировать, иметь пресс-службы по 10 человек, основная задача которых – не допускать ничего, чего бы не хотелось в медиа. Никто никогда не узнает точно, сколько денег потрачено на размещение блоков в российских СМИ за последние 15 лет, но цифра огромная, – и в исторической оценке нашей эпохи этот факт мог бы быть одним из самых анекдотичных.

Ну и третий момент – картинка. Это уже к политикам. Кажется, что все вокруг бурлит, а, по сути, настоящих событий и новостей для ТВ у нас очень мало. Что производят на свет политики в ежедневном режиме? Как говорил классик, слова, слова, слова. Этот сказал, тот заявил, потом это комментируется аналитиками, потом комментируются комментарии и т. д. – все инфополе из слов. Я изначально пишущий журналист – и этого перекоса остро не чувствовал, пока не стал руководить новостной службой на ТВ – там нужен реальный экшн, и это не заменишь описаниями и цитатами. Нет картинки – нет события.

Продюсеры царской рыбалки свои оргинвестиции отбили с запасом. Да и с точки зрения политической симптоматики все это выглядит более-менее: во-первых, наш главный CEO отрабатывает одну из своих важных функций – обеспечение публичности. И не заказными статьями и блоками (по крайней мере – не только), а ньюсмейкерством, в прямом смысле этого слова. Работает, короче. Во-вторых, тот факт, что щука у него самая большая в мире, говорит о том, что его амбиции по-прежнему пульсируют и драйверы включены. Несменяемый президент – это очень плохо, а несменяемый вегетативный президент – это катастрофа. В-третьих, он по-прежнему стремится нравиться, а значит, ощущает себя в конкурентном поле, то есть по факту идет латентный избирательный процесс. Пропаганда, конечно, ну так что ж, конкурируй: поймай кита на креветку, еще что придумай – если мысль будет яркая, обойдется не дороже блоков в желтой периодике. В общем, я не про то, хороший или плохой Путин, а про то, что в новости надо вкладываться – творчески и организационно, независимо от того, насколько ты крут: новые хиты надо выдавать каждый сезон.