В России в очередной раз обсуждается идея провокации взятки – на этот раз с подачи депутата единоросса Николая Ковалева, возглавлявшего ФСБ с 1996 по 1998 год. На первый взгляд идея гениальна – дать возможность правоохранительным органам предлагать взятку любому чиновнику, и если чиновник согласится – считать его виновным в получении взятки. Ковалев утверждает, что именно провокация взяток обеспечила успех операции «Чистые Руки» в Италии в 1990-е и некоей операции «Шейх и Пчела» в США в 1960–1970 годы. Про последнюю операции я никогда не слышал и полагаю, что речь идет об операции Abscam, которая проходила в США с 1978 по 1980 год. В ходе этой операции сотрудники ФБР учредили фирму Abdul Enterprises (в честь которой и были названы действия спецслужб) и вовлекли целый ряд высокопоставленных американских политиков в незаконные финансовые махинации. Это была все-таки не совсем «провокация взятки», а полноценная спецоперация, в ходе которой все действия документировались и потом были вынесены на суд общественности. В Италии операция «Чистые Руки» вообще началась с ареста среднего чиновника Марио Чейза (Mario Chiesa) за получение вполне реальной, а не провокационной взятки от местной фирмы. Потом показания Чейза в отношении существующих коррупционных схем легли в основу многочисленных обвинений, причем провокации взяток играли далеко не самую ключевую роль – большинство сделок уже произошли, и по ним судили и чиновников, и бизнесменов. Если уж говорить про успешную антикоррупционную кампанию, основанную на провокации взяток, – то надо обратить внимание на «грузинское чудо», но про успехи Саакашвили единороссы говорить, видимо, не могут. Несмотря на распространенный миф об активном использовании провокации взятки в мире, в большинстве стран провокация взятки является уголовным преступлением, а не распространенной практикой борьбы с коррупцией. Распространено мнение, что провокация взятки дает слишком большие возможности для злоупотребления. При желании почти любого человека можно уговорить принять взятку – особенно, если пообещать совсем заоблачную сумму и рассказать душещипательную историю. Более того, провокация взятки стимулирует следователей создавать коррупционные ситуации, а не предотвращать их. А в системно коррумпированных странах, в число которых, к сожалению, входит и Россия, чиновника могут просто подставить, для того, чтобы избавиться от него или чтобы вымогать деньги.

Для того чтобы начать серьезный разговор о введении провокации взятки в России – необходимо создать правоохранительный орган, не подверженный коррупции и обладающий высоким уровнем общественного доверия. Пока это выглядит как утопия. Так что не стоит бежать впереди паровоза, а лучше обратить внимание на менее рискованные практики.
Вместо провокации взяток во многих странах используют более мягкие методы «проверок на честность». Такие проверки часто применяются в отношении полицейских – к порядочности людей, призванных защищать закон, общество предъявляет повышенные требования. Вот пример таких проверок из реальной практики:
Гражданин (агент под прикрытием) отдает патрульному полицейскому кошелек, который он якобы нашел на улице. В кошельке имеется некоторая сумма наличных и личные документы. По уставу полицейский должен передать кошелек в отделение со всеми наличными. Или вот еще: полицейскому сообщается о брошенной машине. В машине оставлена некоторая сумма наличных. По возвращении в участок полицейский должен передать конфискованные средства и рапорт начальству.
Давайте начнем с таких простых случаев, когда каждый полицейский будет передавать кошелек в целости и сохранности в отделение, – а потом уже можно будет подумать о введении института провокации взятки.