Фото: Мудрац Александра/ITAR-TASS

Конфликтной точкой что на думских, что на президентских выборах, стала Москва: на этот раз столицу заполонила прокремлевская молодежь, приехавшая в протестный город голосовать за Путина – по одному, а может, и по нескольку раз. Приняв на веру, что все свезенные голосовали в Москве за Путина лишь один раз, Slon попытался приблизительно посчитать цену триумфальной победы и ее празднования на площадях.

Митинги, протесты, требования честных выборов, по большому счету, – чисто столичная история. Судя по предварительному анализу результатов сверки протоколов наблюдателями, посчитали Москву относительно честно: скандалов по поводу расхождения протоколов с данными ЦИКа, как после думских выборов, в столице столь массово не слышно. Главный скандал в Москве произошел в день голосования: в центре города внезапно появились десятки автобусов из самых разных регионов, от Тулы до Башкирии, пассажиры которых, молодые люди, порой сами открыто признавались, что голосовали по открепительным удостоверениями по несколько раз.
Исходя из данных, опубликованных на сайте Центризбиркома, по открепительным удостоверениям проголосовали около 4% всех проголосовавших в Москве. Если верить сообщениям о том, что львиная доля их голосовала за известного кандидата, то этот кандидат бы получил 8 процентных пунктов от своего московского результата (48%) именно от приезжих.
Впрочем, официально кураторы процесса массового сбора молодежи утверждали, что ни в каких «ручейках» и «каруселях» свезенные из регионов дети не участвовали. «100 автобусов на Болотной», по словам комиссара движения «Наши» Марии Кислицыной, были организованы именно этим движением. «Мы… организовали для них (приехавших для голосования за Путина молодых людей – Slon) транспорт до ближайших избирательных участков», – говорилось в заявлении Кислицыной, распространенном движением в день выборов.
Лидер «Наших» Никита Боровиков не смог уточнить Slon, сколько именно молодежи привезли «Наши»: по его словам, участников запутинских митингов было слишком много и от самых разных организаций, так что посчитать всех невозможно. Не ответил Боровиков и на вопрос об источниках финансирования привоза молодежи и мероприятий в поддержку Путина: «Мы такую информацию не даем».
Как правило, единого «кошелька» для оплаты массовок для провластных мероприятий не существует, рассказывает опытный организатор: где-то оплачивают местные партийные отделения, где-то – местные чиновники, где-то – предприятия и профкомы. Активист из Тульской области рассказывал Slon, что автобус, на котором он приехал, выделило движение «Строим дом», в котором он состоит. Студенты ссылались на ректорат, а партийные активисты – на партийные ресурсы. Так что мы попробуем посчитать общую денежную массу, затраченную различными организациями в пользу кандидата номер один.
Во-первых, для своза активистов в Москву надо арендовать автобусы: организовывать передвижение поездом сложнее – поезд удобнее для привоза, скажем, тысячи человек. Как пояснили Slon в транспортной компании Bustaxi, средний тариф аренды экскурсионного автобуса на полсотни человек для поездки в другой город (именно на таких привозили региональную молодежь) – 50 рублей/километр, без учета времени, проведенного в городе. Стоявшие на Болотной площади 4 марта автобусы имели номера городов, откуда приехали – Тула, Воронеж, Петрозаводск, Смоленск, Кострома, Ярославль – но все не дальше 1000 км. Примем среднее расстояние, которое должны были преодолеть активисты, за 500 км, таким образом, в среднем каждый автобус обошелся в 50 000 рублей за поездку в оба конца.
Только на Болотной площади было замечено около сотни автобусов, еще десять стояло на Софийской набережной, еще десять – на Триумфальной площади и на бульварах, будем считать, что всего Москву из регионов съехалось 150 автобусов с молодежью. То есть в целом перевозка молодежи обошлась в 7,5 млн рублей. Кроме того, водители целый день провели в городе, развозя активистов и грея их внутри. Час аренды автобуса – от 800 до 1300 рублей, судя по расценкам транспортных компаний, то есть еще 150 000 рублей за час работы всей колонны, если принять, что в Москве они в среднем провели 14 часов (с 8 утра до полночи), это выходит еще в 2,1 млн рублей. Итого 9,5 млн рублей на автобусы.
Далее: активистов надо хоть раз чем-то кормить. Как правило, это сухпаек в дорогу (вода, фрукт, сэндвич, чипсы и т.д.) плюс обед в городе – либо тем же сухпайком, либо выдачей денег, либо в одной из столовых-фастфудов (всех накормить в общепитах невозможно). Это минимум 500 рублей на запутинца в день. Если посчитать, что свезено по 50 активистов в каждом автобусе – всего 7500 голодных регионалов, на питание которых ушло около 3,75 млн рублей.
Итого, только перевозка и кормление запутинской молодежи поглотили 12,85 млн рублей за 4 марта. И это без учета тех, кто приехал на поезде и электричках, без оплаты «орговикам» и при условии, что вся молодежь приехала добровольно, за идею, и денег за голосование в Москве не получала.
Если предназначением массового своза молодежи в Москву было голосование по открепительным с целью повысить процент Владимира Путина в протестной столице, и если каждый приехавший действительно проголосовал только один раз, то 7500 голосов дают 0,4% «московских» голосов за Владимира Путина. Это именно голоса привезенных на автобусах (напомним, что всего голосование по открепительным дало до 8% голосов). Получается почти 13 млн рублей и не слишком значительный эффект.
Но на голосовании работа молодежи не закончилась: далее следовало закрепить результат массовым митингом в поддержку главного кандидата для демонстрации «Москва митингует за Путина». Тогда в общую сумму, затраченную на легитимацию избранного кандидата, можно добавить затраты на организацию массовых мероприятий. Самая затратная часть массовых мероприятий – установка сцены, освещение и электричество на площади. На установку сцены на акции на проспекте Сахарова 24 декабря оргкомитет митинга «За честные выборы» потратил 2,5 млн рублей. 4 марта у путинской молодежи таких сцен было, как минимум, две: на Манежной площади и на Болотной площади. Итого 5 млн рублей на установку сцен. И это без учета электричества, установки шатров, печати бейджей, шарфов, плакатов, флагов, прочих трат. В итоге минимум 17,85 млн рублей на молодежь за 4 марта.
Впрочем, празднование победы одним днем не ограничилось: 5 марта «Единой Россией» и прокремлевскими движениями вновь была занята Манежная площадь и улицы столицы. Приехавшие в Москву 4 марта утверждали, что они в столице одним днем, и после митинга поедут обратно. Тем не менее, на следующий день на Болотной площади и на улицах Москвы вновь колесили десятки экскурсионных автобусов с приехавшими помитинговать – вероятно, это была новая «партия». Таким образом, все затраты на завоз молодежи и организацию «массовой поддержки Владимира Путина» можно умножать на два, вычтя лишь стоимость сцен: итого около 31 млн рублей за 4 и 5 марта.
В итоге минимальная цена легитимации московского успеха Владимира Путина – чуть больше $1 млн. «Материальный» же выход с этого процесса – 0,4% от московского результата победителя.
Эти подсчеты очень приблизительные, ограниченные минимальными и точно необходимыми тратами. Они не учитывают возможность оплаты «экскурсии в Москву» – это может стоить до 50 млн рублей в целом, не учитывают возможность оплаты организаторам или возможность массовой скупки открепительных – единой централизованной сметы просто не существует.