Фото: ИТАР-ТАСС / Антон Белицкий

Мосгордума одобрила инициативу «Справедливой России» провести референдум по вопросу о расширении зоны платной парковки в Москве. Теперь инициативную группу по проведению референдума должны зарегистрировать в Мосгоризбиркоме. В течение 30 дней эсерам необходимо собрать подписи 2% зарегистрированных в Москве избирателей – это 143 532 человека. Глава МГИК Валентин Горбунов уже сообщил, что с целью экономии референдум может пройти в единый день голосования в сентябре 2014 года, вместе с выборами в Мосгордуму.

Если «Справедливой России» удастся собрать подписи, это будет первый московский референдум в истории. У москвичей спросят мнение по поводу расширения зоны платной парковки до пределов Садового кольца и возможного дальнейшего ее увеличения. Горожане также смогут высказаться за передачу полномочий по управлению парковками на районный уровень и введение бесплатной стоянки для жителей центра города. Расширение зоны платной парковки до Садового кольца назначено на 25 декабря – сейчас водители платят только за стоянку в пределах Бульварного кольца. В декабре повысилась и стоимость часа стоянки в центре города: с 50 до 80 рублей. На территории между Бульварным и Садовым кольцами тариф составит 60 рублей в час.

Некоторые полагают, что референдум инициировала мэрия Москвы, чтобы легитимизировать платные парковки. Вопросы сформулированы так, что невозможно проголосовать против платной парковки в принципе, отмечают они. Некоторые сомневаются, что референдум вообще состоится: власти не нужна дополнительная активность москвичей перед выборами, а тем более повышение явки. Вот формулировки вопросов, предложенные «Справедливой Россией»:

1. Поддерживаете ли вы решение Департамента транспорта Москвы о расширении зоны платной парковки до пределов Садового кольца?

2. Считаете ли вы необходимым предоставить жителям – резидентам платной парковки право бесплатного паркования по месту жительства?

3. Считаете ли вы необходимым введение платной парковки за пределами Садового кольца?

4. Поддерживаете ли вы передачу органам местного самоуправления полномочий по администрированию зоны платной парковки, в том числе установлению льгот для жителей, сокращению/увеличению платных парковочных мест, а также поступлению платежей в местные бюджеты?

Главе фракции КПРФ в Мосгордуме Андрею Клычкову сегодняшнее решение показалось неожиданным: «Мосгордума 20 лет никаких референдумов не допускала, депутаты от "Единой России" говорили, что этот механизм вообще нельзя запускать. Но сегодня на все закрыли глаза и сказали: пусть народ решит. Я рад, несмотря на странную формулировку вопросов», – заявил он. Референдум, по словам депутата, могла инициировать сама мэрия Москвы, и цель его – не получить срез общественного мнения, а легитимизировать платные парковки.

КПРФ не поддерживает введение платных уличных парковок на всей территории столицы. «Платные парковки можно вводить, когда у них появится альтернатива в виде бесплатных, иначе только те, у кого есть деньги, смогут иметь машину и ездить в центр. Полностью платные парковки от Бульварного до МКАД – это просто попытка в очередной раз залезть людям в карман вместо решения проблемы. В пример постоянно приводится Лондон, но у Москвы с Лондоном много отличий: и границы застройки у нас разные, и решение об увеличении площади города там не принималось за один месяц, и дороги не строятся бездумно», – пояснил Клычков.

Претензии к формулировке вопросов есть не только у коммунистов. Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов утверждает, что референдум в таком виде является «фальшивым». «Это троянский конь, которого правительство Москвы закинуло в массы, и любые его результаты будут легитимизировать платные парковки. Нет ни одного варианта ответа, который позволял бы их отменить. У людей спрашивают: "Вы не против платных парковок?" И дают два варианта – "Да, не против" и "Нет, не против". Это референдум без выбора, и каждый, кто в нем поучаствует, косвенно поддержит платные парковки», – возмущается активист.

Предложенные вопросы, по мнению Шкуматова, второстепенны, так как не ставят под сомнение саму идею платных парковок. «Нас спрашивают, хотим ли мы, чтобы парковка стоила 30 или 70 рублей, а где вариант, чтобы платы не было вообще? Вы за то, чтобы жители центра платили или не платили? – а где вариант, чтобы никто не платил? Почему за жителей центра решают жители Бутова и наоборот? Уже сейчас жители Бутова ломают шлагбаумы во дворах центра, а жители центра протыкают им за это колеса. Ненависть в обществе растет, и референдум только усугубит ее», – уверен он.

Единственный, кто, по мнению Шкуматова, заинтересован в таком референдуме, это Департамент транспорта, а активистов он может только перессорить. «Поэтому мы призываем всех не участвовать в этом фарсе, не подписываться за его проведение и вообще не платить за воздух. Правительство Москвы должно объяснить, что за услугу оно нам оказывает, где договор, куда идут деньги, начать выписывать чеки и прекратить этот бардак с офшорными схемами», – пояснил лидер «Синих ведерок».

Директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко сомневается, что референдум вообще состоится. «Надо понимать: Мосгордума не разрешила провести референдум, а разрешила эсерам собирать подписи для проведения референдума. И я далеко не уверен, что они их соберут и дальше все эти подписи будут признаны действительными», – говорит он. По мнению политолога, вопрос с парковками не настолько острый, чтобы провести референдум для власти было безопаснее, чем обойтись без него.

«Учитывая, что московская власть боится любых незапланированных движений, они, конечно же, попытаются этот референдум не позволить. Они скажут: "Мы-то с удовольствием, но кто ж виноват, что эсеры такие криворукие и не смогли собрать подписи!" На выборах в МГД этот вопрос будет главным в повестке, и такой подарочек эсерам власть делать не захочет», – поясняет Минченко. Сейчас, по его словам, у эсеров невысокий рейтинг в Москве, но если референдум по их инициативе состоится, это сильно прибавит им популярности.

Инициатором референдума и автором формулировок вопросов был муниципальный депутат Илья Свиридов, глава Таганского района. Кроме него в инициативную группу вошли еще три муниципальных депутата, а также депутат Госдумы Александр Тарнавский. «Мы давно и системно противостояли этому ползучему расширению зоны платной парковки. В том году они пытались поднять цены на "народные гаражи" на Таганке, мы выступили против, и власть сказала, что никакого расширения без обсуждения не будет», – объяснил Свиридов.

«Справедливой России» дважды отказывали в инициировании референдума по расширению границ Москвы, – по словам Свиридова, именно тогда они «набили руку» и научились правильно оформлять необходимые документы, поэтому сейчас им не смогли отказать. Референдум в сентябре 2014 года, по мнению эсера, поднимет явку на выборах. «По поводу выборов мэра или Мосгордумы у граждан большой скепсис, им кажется, что там все решено. Здесь же общество расколото, мнение делится приблизительно пополам, и это реально бьет по карману», – говорит он.

На вопрос, почему вопросы сформулированы так, что проголосовать против платной парковки в принципе невозможно, Илья Свиридов отвечает, что без платной парковки в столице не обойтись. «Я не считаю, что надо полностью отменять платную парковку. Есть места, где парковочных мест не хватает, где происходит настоящее паломничество: около вокзалов, крупных культурных центров. И огульно отменить везде плату за парковку бессмысленно, да и власть не пошла бы на это», – пояснил он.