Еще ни одна политическая реформа последнего десятилетия не проходила с таким трудом, как возвращение прямых выборов губернаторов, отмененных в 2004 году. С такой инициативой в декабре выступил президент Медведев после массовых акций протеста по итогам думских выборов. Идея в Кремле возникла еще в начале 2011 года, но не получила окончательного одобрения Владимира Путина и была отложена – чтобы быть внезапно реанимированной после протестных выступлений.

Сам законопроект, после внесения в Думу в середине января 2012, застрял на Охотном ряду и проходит сложную процедуру принятия. Ко второму чтению, предварительно намеченному на 24 апреля, закон оброс президентским и муниципальным фильтрами, необходимыми для выдвижения кандидатур. А Кремль, тем временем, спешно сменил более десятка глав регионов – в части из них полномочия глав как раз истекли, а часть вполне имели шанс на избрание своего губернатора. Логика замен, в большинстве случаев, более чем простая: там где сильны протестные настроения – лучше поменять главу региона, там, где ситуация спокойная, можно и допустить предстоящие выборы.

В пятницу Дмитрий Медведев принял отставку смоленского губернатора Сергея Антуфьева, сообщила пресс-служба Кремля. Временно исполняющим обязанности руководителя региона назначен депутат от ЛППР Алексей Островский. Информация о том, что Антуфьев подал заявление по собственному желанию, появилась еще вчера, но губернатор опроверг ее в своем twitter: «Звон в ушах – это признак плохого самочувствия. Право на отпуск закреплено Конституцией». Днем позже отставка все-таки официально состоялась. Срок полномочий Антуфьева истекает лишь в декабре 2012 года – если бы закон о выборах был принят, и, как предполагается сейчас, первые выборы проходили бы осенью этого года, Смоленск имел бы все шансы избирать своего главу. Но Кремль не пошел на риск.

В ближайшее время ожидается отставка Сергея Вахрукова, губернатора Ярославской области – его полномочия также истекают в октябре. Область показала самый низкий результат «Единой России» и Владимира Путина на прошедших выборах, а в начале апреля во втором туре выборов мэра Ярославля кандидат Яков Якушев, поддержанный губернатором, с треском проиграл выборы самовыдвиженцу Евгению Урлашову. Среди возможных кандидатов называют полпреда в ЦФО Олега Говоруна и замминистра спорта Олега Рожнова. Говоруну предрекают и другое будущее: в правительство, вслед за своим «патроном» Владиславом Сурковым, говорят в «Единой России».

В июне истекают полномочия у глав Белгородской области Евгения Савченко и Ленобласти Валерия Сердюкова. Оба руководят регионами уже не один десяток лет и вряд ли будут переназначены. Ленобласть, в который низкий рейтинг «Единой России» не спас даже возглавивший партию на думских выборах Сергей Нарышкин, может возглавить один из замов Сердюкова или же экс-спикер парламента Борис Грызлов, если ему не будет, например, предложен пост полпреда (например, ЦФО, вместо Говоруна, или ДВФО, вместо 64-летнего Виктора Ишаева) или место в правительстве.

В июле заканчиваются полномочия президента Бурятии Вячеслава Наговицына. Сам Наговицын заявлял, что еще не знает, по какой процедуре будет меняться власть в регионе, но в Москве отмечают, что республика достаточно стабильна, чтобы провести в ней безопасные для Кремля выборы. Вероятно, выборы допустят в Амурской и Брянской областях.

В августе истекают сроки полномочий глав Новгородской области Сергея Митина и Самарской области Владимира Артякова. Артяков может пройти как процедуру выборов, так и переназначение – особыми успехами он не отличился, но и резкого протеста в области не заработал. Такие же перспективы рисуют и Митину.

В «зоне риска» находятся Калининградская, Орловская и Владимирская области – полномочия их губернаторов заканчиваются не скоро, но они входят в число регионов, в которых Путин получил самый низкий результат.

Пермский губернатор Олег Чиркунов сам заявил, что сложит полномочия, как только вступит в силу закон о выборах, – если это произойдет в ближайшее время, вероятно, осенью пройдут и выборы главы Пермского края.

Для того, чтобы назначить хоть и зафильтрованные многочисленными барьерами, но все же прямые губернаторские выборы, осталось не так много времени: после принятия федерального закона регионы должны изменить и свое законодательство, а сами выборы должны быть назначены за 3 месяца до дня голосования – то есть в июле (если этот день останется в октябре) или в июне (если его перенесут на сентябрь, как недавно предложил президент). Технически это может занять совсем немного времени – если на то будет политическая воля. Наиболее скептично настроенные наблюдатели уже сомневаются в проведении хоть каких-либо выборов в 2012 году: для этого достаточно либо переназначить всех в ближайшие месяцы, либо оттянуть принятие закона, либо перенести его вступление на следующий год. Но, судя по продолжающимся отставкам, ясно, что как минимум воля Кремля – всеми возможными путями отложить все «опасные» выборы на несколько лет, а все «безопасные» снабдить фильтрами.

Прошедшие выборы показали, что назначение, а не избрание, региональных руководителей создает проблемы не столько населению, сколько федеральной власти: «назначенцы», зачастую «варяги», не пользуются поддержкой населения, плохо выстраивают отношения с местными элитами, в результате власть оказывается в вакууме и получает низкие результаты на выборах и снижение доверия. И все же какой-то необъяснимый страх перед «неприятной процедурой» заставляет Москву цепляться за любые возможности ее избежать.