История с депутатом от «Единой России» Иваном Саввиди, чья семья владеет «Донским табаком», чрезвычайно показательна. Компания, имеющая высокого покровителя, обновляет дизайн сигаретных пачек и свою маркетинговую стратегию в канун 1 сентября, сделав их еще более «детскими». Цветовые решения, мультипликационные изображения на пачках в стиле кукол «Барби», детские вкусовые добавки в сигаретах, рекламные образы (девочки на роликовых коньках, с мороженым, чупа-чупсами и сигаретами) и цена в 23 рубля снимают все вопросы, кому эти сигареты предназначены, – нашим с вами детям. На заработанные таким образом деньги видный меценат и жертвователь РПЦ построит новую церковь, где будут молиться за души безвременно ушедших от курения, а сам он, оторвавшись от партийный и думских забот, в статусе выборщика и представителя Ростовской епархии приедет на очередные выборы Патриарха, как это было совсем недавно. Депутат Иван Саввиди (журнал «Финанс.» в феврале оценил его состояние в $310 млн) – лишь верхняя часть айсберга под названием табачное лобби в российской власти, представляющий интересы своей фабрики, бизнеса своей семьи. Именно это лобби более 20 лет и формирует действующее законодательство, затрагивающее интересы отрасли с оборотом в $17–20 млрд. Наряду с ним от той же «Единой России» с апреля 2011 года депутатом Госдумы стала Надежда Школкина – бессменный руководитель лоббистской структуры, учрежденной и финансируемой Philip Morris и Japan Tobacco, – ассоциация «Совет по развитию табачной промышленности». Как и Саввиди, депутат Госдумы Надежда Школкина планирует защищать интересы россиян и в парламенте нового созыва. Благодаря ассоциации в России были легализованы запрещенные в ЕС обманные термины «легкие сигареты» или «lights» и производство насвая, а вопрос, размещать картинки на пачках или нет, отдали на усмотрение табачных компаний. Все эти новации были закреплены в Техническом регламенте на табачную продукцию, который, по мнению главсанврача Геннадия Онищенко и не только его, является позорным для нашей страны. Россия – мировой лидер по распространенности курения. 43,9 миллиона россиян являются регулярными курильщиками (60% мужчин и 21,7% женщин курят регулярно в среднем по 17 сигарет в день). 40% беременных женщин не прекращают курение во время вынашивания ребенка, подвергая его жутким мукам. Каждый третий московский учащийся 15–16 лет является регулярным курильщиком. Мировое лидерство – результат пассивности государства в деле борьбы с курением. Ответственным за регулирование табачной отрасли в соответствии с распоряжением правительства является (не поверите) Минсельхоз. Очень удобный регулятор, постоянно борющийся за урожай, и это в стране, где табак не выращивается. Нынешний закон об ограничении курения, писавшийся под активным воздействием British American Tobacco, абсурден: от любого работодателя требуется оборудовать место для курения (включая школы, детские поликлиники, роддома), полный запрет на курение есть лишь на рейсах авиакомпаний продолжительностью до 3-х часов, в автобусе, в вагоне метро, непосредственно на рабочем месте. При этом штрафы за нарушение этих запретов ввести забыли. Акцизная политика российского правительства на фоне действий европейцев, турок, канадцев, американцев и других проста и понятна – создание льготного и комфортного по мировым стандартам уровня налогов для компаний. В 2011 году – 7,2 рублей с пачки, в 2012-м акциз увеличится на целых 2 рубля. На фоне минимум 60 рублей с пачки в странах ЕС, или более 200 рублей для Нью-Йорка, российские ставки вполне по силам табачным компаниям. И на маркетинг кое-что остается, и на дивиденды зарубежным акционерам – даже с 23 рублей. Так что «детские сигареты в сегменте – экономный», а, переводя на русский, по цене мороженого и жевательной резинки, еще как минимум 3 года будут в нашей стране. В рамках борьбы с административными барьерами деятельность по производству и продаже сигарет перестала быть лицензируемой. Так что надежда, что детям не продадут столь привлекательные пачки сигарет Kiss, Sweet dreams от «Донского табака» или Glamour от JTI в киоске или магазине в 100 метрах от школы ошибочна: предприниматель не рискует лицензией, а поставить у каждой точки (а таких не менее 400 000) по полицейскому невозможно.
Инициативы Минздравсоцразвития по защите прав некурящих, по сокращению шаговой доступности табака, по запрету открытой выкладки сигарет в торговом зале (так продают сигареты в Канаде, Норвегии, Финляндии, Ирландии, а со следующего года – в Великобритании и Австралии) заканчиваются отрицательными отзывами «старых друзей» табачных компаний из министерств, ратующих о малом бизнесе и о необходимости потребителя увидеть все новинки легального товара.
Да, табак легален. Но это единственный товар на рынке, который убивает своего потребителя. Убивает медленно, в отличие от героина, но верно. Убивает даже тогда, когда вы все делаете по инструкции изготовителя.
Также читайте: Минздравсоцразвития подготовило довольно жесткий антитабачный проект