Владимир Путин © Reuters

В 90-е годы программа «Куклы» на старом НТВ прославилась удивительным феноменом: известные политики, фигурировавшие в передаче, постепенно становились все больше похожи на своих кукол. То есть не искусство шло за реальностью, а, наоборот, действующие игроки перенимали повадки резиновых двойников. Не исключено, что в нынешней политической реальности такую же роль сыграет фильм «День выборов». 

Рассказывая о действующем губернаторе, прибывшем в Москву для разъяснения двусмысленного вопроса о праве баллотироваться на третий срок, авторы фильма, казалось бы, описывали ушедшее прошлое – когда на стыке 90-х и нулевых по весьма произвольным критериям одним губернаторам запрещалось руководить регионом больше двух сроков подряд, а другим разрешали идти на третий или даже четвертый. С момента выхода фильма прошло пять лет, и вот действующие губернаторы оказываются обречены повторять судьбу его героя: приезжают в Москву, чтобы униженно вымолить право провести выборы у себя в регионе (или, наоборот, вовсе не проводить). 

Когда в конце 2011 года было объявлено о возвращении выборов глав регионов, многие предлагали фонду «Петербургская политика» выпускать не Рейтинги политической выживаемости губернаторов, а рейтинги избираемости, или рейтинговать их по другому подобному параметру. Однако что-то подсказало нам не торопиться с ребрендингом. И оказалось, что за полгода с момента объявления о возобновлении губернаторских выборов были экстренно заменены 19 (из 83) глав российских регионов. Право президента внезапно отправить губернатора в отставку тоже никто не отменил – не говоря уже о способности федеральной власти обнаружить у главы региона внезапно обострившееся «собственное желание» покинуть пост. 

Введение единого дня голосования в сентябре создавало еще одну коллизию – возможность федеральной власти назначить и.о. губернатора на несколько месяцев до выборов. Позднее оказалось, что в отдельных регионах прямые выборы глав и вовсе могут отменить. Таким образом, новая практика позволяет ожидать, что микроперевороты с внезапной заменой глав регионов и их команд будут происходить реже, но вовсе не отменяет такую возможность.

С июня по октябрь наступила пауза: нужно было минимизировать количество губернаторских выборов, отказать многочисленным просителям в просьбах назначить досрочные выборы на октябрь 2012-го и обеспечить переизбрание выдвинувшихся на выборы глав. Однако после того как выборы 14 октября прошли почти без эксцессов, снова начались попытки укрепить федеральное влияние на судьбы руководителей регионов. Как минимум в трех регионах – Пермском крае, Волгоградской и Челябинской областях – разгорелись громкие скандалы, произошли аресты в ближайшем окружении глав администраций (мишенью в таких случаях обычно является именно первое лицо). Вслед за этим пришла очередь Дагестана, где, судя по сообщениям СМИ и активности местных элит, возникли предпосылки для очередной смены руководства. Другие губернаторы столкнулись с угрозой аппаратного противостояния с федеральными ведомствами – министров предложили наделить правом рекомендовать президенту заменить «несправившихся» глав регионов. Наконец, ничто не мешает как никогда консолидированной Госдуме оперативно принять новый закон, дающий возможность отменить прямые выборы в тех или иных регионах. 

Тем самым к 2013 году появляется несколько фронтов для противоборства.

Первый из них разворачивается вокруг попыток экстренной досрочной замены глав. Самая острая ситуация сложилась в Дагестане, на подходе могут оказаться и другие регионы. 

Второй фронт – «кавказский». По данным «Известий», в список регионов с неизбираемыми главами предлагают внести Дагестан, Чечню, Ингушетию, Кабардино-Балкарию, Карачаево-Черкесию, Северную Осетию, Адыгею. Список весьма интересен, поскольку наряду с этнически пестрыми Дагестаном и Карачаево-Черкесией сюда попали и вполне моноэтничные регионы. Присутствие в шорт-листе Северной Осетии и Адыгеи особенно парадоксально: действующие главы этих республик не слишком популярны, а традиции регулярной смены руководителей в обеих республиках вполне прижились, и ничто не указывает на способность Таймураза Мамсурова или Аслана Тхакушинова одержать легкую победу на прямых конкурентных выборах. 

В непростом положении оказалось и ингушское руководство (срок полномочий Юнус-бека Евкурова истекает осенью). И прямые выборы, и назначение повышают риски вмешательства в дела республики со стороны других игроков – как московских кланов, так и соседней Чечни, где многие сам факт автономии Ингушетии расценивают как «историческое недоразумение». Поэтому Евкурову приходится активно балансировать, на всякий случай отмежевываясь от несвоевременной репутации «умеренного либерала» и «медведевского назначенца». Шансы на победу на прямых выборах у Евкурова относительно высоки – однако в интервью «Коммерсанту» он говорит о нецелесообразности прямого избрания, рассчитывая, что такая активность позволит избежать перехвата конкурентами инициативы в борьбе за контроль над республикой.

Третий фронт разворачивается вокруг регионов, где в сентябре должны пройти очередные выборы. Если главы Хакасии, Подмосковья и Чукотки могут рассчитывать на федеральную поддержку, то позиции других губернаторов заметно слабее. Весьма вероятно, что главы Забайкальского края, а также Владимирской и Магаданской областей потеряют свои посты еще до избирательной кампании – и на их место будут назначены и.о., на которых будет делать ставку Москва. Нельзя назвать очень прочными позиции и хабаровского губернатора. Борьба идет как за назначение исполняющими обязанности тех или иных кандидатов, так и за право бывших оппозиционных партий (КПРФ, «Справедливая Россия») выдвинуть на этих выборах сильных кандидатов. Последняя возможность, правда, выглядит все более сомнительной. Раз уж действующие депутаты Госдумы не застрахованы от лишения неприкосновенности, то кандидатам в губернаторы и подавно благосклонность правоохранителей и админресурса не гарантированы. 

Четвертый фронт формируется вокруг досрочных выборов. В 2012 году почти всем просителям было отказано. Но соблазн укрепить свою легитимность (до тех пор, пока выборы вконец не отменили или у правоохранителей не возникли резоны поучаствовать в смене власти в том или ином регионе) у популярных губернаторов весьма высок. Плюс время от времени возникает тема проведения досрочных выборов в Москве и Санкт-Петербурге для выхода протестного пара – хотя к такому шагу в Кремле сегодня, похоже, не готовы.

Наконец, с принятием нового закона возникнет и пятый фронт. Он сформируется в тех регионах, главы которых по разным причинам не готовы выходить на прямые выборы и будут лоббировать их отмену, пользуясь новыми лазейками. 

Таким образом, 2013 год сулит много хитросплетений и кадровых интриг в региональной политике. Они будут возникать как вокруг конкретных территорий, так и вокруг самой возможности политического усиления губернаторов. Добившись восстановления возможности прямых выборов, главы территорий оказываются скованы новыми рамками – необходимостью договариваться с президентской администрацией по поводу схемы выборов/назначений, противовесом в лице федеральных министров (а в каких-то регионах – и местных отделений «Единой России» и ОНФ), угрозой досрочного отрешения от должности, конфликтами с правоохранительными органами. А разного рода фильтры и неопределенный статус в нынешней политической системе КПРФ и «Справедливой России» едва ли увеличат число потенциальных претендентов на должности глав регионов. А чем меньше претендентов, тем сложнее будет добиться повышения качества губернаторского состава и их эффективности. Как показывает опыт назначений 2005–2012 годов, сама по себе встроенность главы региона во «властную вертикаль» решение этой задачи гарантировать не может.