© Ринат Шингареев

Операция «Мудрый стерх» с Владимиром Путиным в главной роли с треском провалилась. Имидж патриарха, возвышенно парящего над сутолокой экономической и политической жизни страны, валит президентский рейтинг и делает это быстрее любого кризиса или неурожая. Путину нужно снова становиться сантехником и водопроводчиком – то есть брать на себя рост экономики, стройки, дороги и чемпионат мира по футболу, – чтобы не утонуть под грузом не решаемых правительством и губернаторами проблем. Понятно, что это похоронит тандем в его нынешнем, слегка искалеченном виде. Понятно, что это похоронит и кабинет Медведева. Но это – издержки профессии, о которых Медведеву хорошо известно.

Что все это означает? Это означает, что спустя год после избрания на третий срок Путин оказался в политическом тупике. Страна, как пазл без нескольких деталей, не хочет собираться в нужную картинку, популярность утекает, соратники клюют друг друга, повсюду шатание, разброд, ложь и, возможно, предательство. Третий срок ослабил Путина как политика, третий срок сделал его должником всех на свете, и теперь пришло время платить по счетам. Но созданная в сентябре 2011 года конструкция – «Единая Россия» и кабинет Медведева как парламентское большинство и его правительство – мешает расплатиться. Значит, надо ее разобрать и собрать новую.
У Путина сегодня две главные проблемы: низкий рейтинг и отсутствие скреп. Но не «духовных», а скорее аппаратных, то есть таких скреп, которые не дают разным группам во власти и в элите начать жрать друг друга смертным поедом; скреп, которые принуждают их заниматься какой-то созидательной деятельностью: освоением средств, мегастройками, политической игрой по правилам, наконец. И в принципе это одна проблема. Низкий рейтинг означает слабеющий авторитет, а слабеющий авторитет, в свою очередь, делает имеющиеся скрепы неэффективными, позволяет окружению вести двойную игру, не слушаться и разнообразно хулиганить. То есть починить надо все: и собственный авторитет, и систему стимулов и ограничений для элиты. Напугать элиту и дать ей несколько пряников, вернуть народную любовь, перезапустить политическую систему – в общем, сделать все то, чего не смогли сделать президентские выборы.
Президентский рейтинг в России – это такая штука, которая больше зависит от водопровода в Ставропольском селе, чем от монументальных законодательных инициатив и реформ. Тут работает любимое правило голливудских злодеев, о котором они вспоминают, когда их приспешники заваливают важное дело: «Если хочешь сделать что-то хорошо, сделай это сам». В точности то же самое можно сказать и про рейтинг: президент (по крайней мере этот президент) должен работать с правительством и даже вместо правительства, чтобы сохранять в обществе нужный градус любви к себе. В этом смысле даже не важно, как называется такое первое лицо в России. Работая премьером, Путин был более популярен, потому что собственными руками нарезал бутерброды из общероссийского антикризисного батона для вставших заводов и обедневших олигархов.

Именно поэтому Медведева нужно увольнять. Его премьерский контракт заключен на тех же условиях, что и премьерский контракт самого Путина в 2008-м: никаких разносов правительству по понедельникам (до 2008 года Путин, когда позволял график, по понедельникам собирал членов правительства с премьером во главе в Кремле), институт докладов президенту вместо публичных разборок с министрами, вице-премьерами и даже премьером под камеру, некоторая автономность правительства от Кремля и так далее. Такой премьерский контракт больше Путину не нужен, теперь он ему мешает. Пора заключать новый. 

Проблема в том, что технически для этого не так много возможностей. Конституция дает Путину три сценария отставки главы правительства: он сам увольняет Медведева, затем «Единая Россия», лидером которой является Медведев, голосует за какого-то другого премьера; «Единая Россия» заявляет о недоверии своему лидеру и его правительству, затем президент соглашается с Думой и предлагает ей нового премьера; Медведев сам ставит перед парламентом вопрос о доверии или уходит в отставку по собственному желанию.

Из-за склейки Медведева и «Единой России» все эти варианты выглядят не очень красиво, но Путин все-таки может пойти на один из них в ближайшее время. Например, в день проведения «прямой линии» с гражданами России или сутками позже. Ходят слухи о 27 апреля, никто пока не говорит ничего конкретного, но дата постоянно всплывает в разговорах и переписке с чиновниками. 

Возможно, 27 апреля Путин вообще решит справиться с проблемой по-другому – предложит изменить конституционные полномочия парламента по назначению премьера. Сейчас президент предлагает Думе премьера, а может быть сделано наоборот: Дума премьер-министра выбирает, а президент одобряет. Получится идеальная политическая постановка: в первый единый день голосования, в сентябре, по новому закону пройдут выборы в Госдуму, которые Путин, скорее всего, выиграет за счет коалиции одномандатников Народного фронта и «Единой России». Попутно можно будет выполнить старое обязательство перед Михаилом Прохоровым, который из-за Медведева не получил в 2011 году свою фракцию в Госдуме, а также перед множеством других игроков: от РПЦ и казачества до регионального бизнеса и крупнейших компаний.
Новый премьер станет идеальным «мальчиком для битья» и для президента, и для Народного фронта, новое правительство – отличным полигоном для части фронтовиков, рвущихся к власти молодых бюрократов и множества других сподвижников Путина. Медведева же давно ждут в Конституционном суде на почетное место его пожизненного председателя.

Так можно решить проблему с рейтингом и даже частично проблему с аппаратными скрепами. Но чтобы скрепы были пожестче, к спектаклю про молодое народное правительство и народный парламент нужно добавить кое-что еще. «Кое-что еще» вчерне уже готово: это программа ускоренного экономического роста страны за счет инвестиций из бюджета, суверенных фондов и пенсионных накоплений граждан. Программа масштабной реконструкции России, объединенная с программой подготовки к ЧМ-2018, программой развития Дальнего Востока и так далее. Возможно, элементами этой путинской «новой сделки» станут и смягчение денежной политики ЦБ, и субсидируемая государством ипотека, и несколько других проектов, которые сейчас обсуждаются в правительстве и госбанках. 

По сути, речь идет об огромных деньгах, сопоставимых с антикризисными расходами, – о деньгах очевидно больших, чем траты на национальные проекты. Возможно, речь идет о двух или даже трех триллионах рублей ежегодно; это солидный куш, который сплотит элиту лучше всяких должностей и окриков. Причем сплотит не только московских чиновников, банкиров и олигархов, но и региональный бизнес, региональные элиты, которые сейчас не очень довольны Москвой из-за того, что все больше социальных обязательств центра ложатся на их плечи.
Много денег на ветер, и министры с премьером у ног президента – такой план, судя по всему, обдумывает Владимир Путин. Перезагрузка его неудачно начавшегося третьего президентского срока начинается прямо сейчас у нас на глазах. Возможно, эта перезагрузка породит бурю, которая сметет Путина. Возможно, все будет наоборот и новая политическая рамка даст ему возможность не думать о будущем до следующих президентских выборов.