Есть проверенная информация: некие крупные шоу-бизнесмены намерены создать первый независимый российский хит-парад. Разработчики данного проекта о своей затее пока официально не сообщают, поэтому и мы не будем их «сдавать» – чтоб не сглазить. Но люди, поверьте, весьма влиятельные. Толчком к моделированию такого чарта послужило московское «Евровидение». Считается, что, признав конкурс европейской песни «успешным», власть обратила внимание и на отечественный шоу-бизнес в целом. И вот этот самый чарт, для которого создается мощная интернет-платформа, как раз и станет ответом музыкально-зрелищного сообщества на сигналы сверху. Все настолько серьезно, что разрабатывающие проект предприниматели, по их словам, изымают свои доли из связанных с ними продюсерских структур. Так должна быть достигнута беспристрастность – никто не должен сомневаться в нейтралитете кураторов чарта. Слово «чарт» или «хит-парад» довольно часто встречается в медиапространстве. Хит-парад – одновременно и индикатор состояния дел в шоу-бизнесе, и инструмент продвижения музыкальных проектов. И надо четко представлять себе, какому из отечественных списков популярности стоит верить. А точнее – можно ли верить хоть кому-нибудь, и возможен ли беспристрастный хит-парад, в принципе. Для этого, прежде всего, надо посмотреть, как устроен этот механизм в главных музыкальных державах. В Британии главный хит-парад – UK Singles Chart. Его составляют на основе продаж синглов и загрузок песен в интернете. Англичане узнают расстановку сил в чарте каждое воскресенье, лучшую сороковку оглашают на BBC Radio 1. В США при составлении главного хит-парада, коим является Billboard Hot 100, учитывают и частоту проигрывания композиций в радиоэфире. Важным прецедентом, результатом которого стало введение такой практики, был эпизод со всем известной балладой группы No Doubt “Don’t Speak”, которая в 1997 году 16 недель лидировала в списках самых востребованных на радио песен, но так и не попала в главный чарт, так как не была выпущена в виде сингла. Сегодня самое авторитетное СМИ американской музиндустрии еженедельно публикует свою «лучшую сотню», а рядом – множество сопутствующих списков песен и альбомов. Но главный ориентир в музыкальном пространстве – именно Billboard Hot 100. Большинство хит-парадов, с которыми потребитель музыки сталкивается в России, это чарты каких-либо вещающих структур, будь то музыкальные телеканалы или радиостанции. Доверять им на сто процентов было бы смешно. Всегда существуют отношения артиста и вещателя, и если у радиостанции, например, существует свой именной музыкальный фестиваль, то легко вообразить, например, ситуацию сговора по поводу места в чарте, в котором в качестве условия фигурирует бесплатное выступление артиста на фестивале или же на «корпоративе» данной компании. С другой стороны, даже если представить себе стопроцентно честного радиодеятеля, его хит-парад – это, прежде всего, шоу, эфирный продукт. И если у артиста такого-то сильное фанатское лобби, радиостанция неизбежно столкнется с тем, что либо артист по итогам смс-голосования или голосования в интернете будет оставаться на вершине чарта, скажем, год, либо нужно подтасовывать результаты – чтобы элементарно не потерять слушателей, которые в эту фанатскую группировку не входят. То же – на телевидении. А еще, например, есть такая простая и понятная практика, как проплаченные эфиры. О том, что они существуют, практически в открытую говорят топ-менеджеры самых рейтинговых музыкальных СМИ. Мотивация: «жить-то надо!» Что-то похожее на нейтральный чарт формирует агентство Intermedia – старейшее, и, пожалуй, наиболее опытное СМИ, собирающее и архивирующее самый широкий спектр информации о шоу-бизнесе. В бюллетенях «Интермедии» есть сводный чарт радиоэфиров и сводный чарт продаж (формат сингла в России исторически не прижился, поэтому подсчитывают проданные альбомы). Информацию о ротации песен агентству поставляют сами вещатели, стало быть, верить в полную объективность этих списков тоже сложно. Если станция «работает» с артистом, то можно предположить, что и публикуя свои данные, она будет учитывать интересы партнера. То же и с торговыми сетями, по данным которых составляется список наиболее успешно продаваемых аудионосителей. Торговля – вообще материя сложная, особенно в такой сфере, где понятие «пиратство» – едва ли не самое ходовое. К тому же издатели музыки и те, кто ее продает, нередко повязаны общими бизнес-интересами, а стало быть, место в чарте продаж вполне может быть PR-ресурсом. Бывают и совсем комичные истории. Например, летом 2009 года в чарт «Интермедии» попали пиратские релизы – альбом Z-Sides Земфиры и «Я тебя не люблю» Григория Лепса. Попали они туда, говорят, через отчеты, присланные торговцами из далекого Приморья, ошибка, что называется, «вкралась». А с другой стороны, если хит-парад претендует на реальную картину, то можно ли игнорировать присутствие на прилавках полноценного, достаточно прилично изготовленного релиза, который, к тому же, с этих прилавков сметают, как горячее пирожки? В официальном поле этих дисков нет, но ведь они есть у людей дома, играют в машинах! Точной настройкой российского сегмента разветвленной системы чартов занято российское издание Billboard. Там тоже есть списки наиболее ротируемых радиосинглов и клипов, и очень хочется верить, что составляются они не только на основе отчетов компаний, но и, скажем, волонтерами, которые, не зная сна, отсматривают и отслушивают эфиры или считают песни на сайте moskva.fm . Есть и чарт продаж. Там фигурируют данные всех основных сетей, но нет, например, «Пурпурного легиона» – торгового предприятия с давней историей, пользующегося особым доверием меломанов. Пусть по сравнению с огромной сетью «Союзов» продажи какого-то определенного релиза здесь ничтожно малы, но есть люди, которые ходят за музыкой только в «Легион», причем долгие годы. Как они могут верить такому чарту? Один из самых продуктивных ресурсов, основанных на принципе чарта, – TopHit.ru. Это достаточно авторитетный в профессиональных кругах механизм, позволяющий создателям произведений размещать их на сайте для скачивания радиостанциями. Станции же, скачав трек, отчитываются, попал ли он в эфир и насколько сильно востребован, если попал. Модель TopHit.ru считается на рынке очень эффективной. Но признайтесь честно, доводилось ли вам сталкиваться с данным ресурсом, если вы плотно не задействованы в шоу-индустрии? Вряд ли. С этой структурой работает, преимущественно, профессиональное сообщество. А настоящий национальный чарт предполагает еще и красивое, интригующее, доступное простому потребителю, эфирное воплощение. Итак, идеального чарта в России не существует, и по идее, чтобы минимизировать погрешность в том, что создается, неплохо бы учитывать сразу несколько факторов. К цифрам продаж и частоте эфиров логично было бы добавить частоту упоминаний в прессе. Этот показатель, правда, тоже легко «накрутить», усадив за компьютеры тех же людей, которые «накручивают» цифры в интернет-голосованиях. Можно и нужно учитывать просмотры клипов в YouTube и прослушивания на MySpace. Их тоже несложно искусственно раздуть. Но чем больше будет индикаторов, которые в сумме составят общую картину чарта, тем больше ему доверия. В теории существуют некие цифровые продажи, то есть случаи, когда российский интернет-пользователь в непрерывном приступе добродетели платит деньги за скачанную в интернете песню. Я таких людей не видел, но, допустим, все же, что они есть. Еще нужно учитывать продажи мобильного контента. В артистическо-продюсерской среде принято считать, что пиратство и прочие грехи там мизерны, и данные оттуда поступают вполне реальные. При таком количестве «измерительных приборов» погрешность, действительно, может быть минимальной, завязать между собой все эти показатели, коррумпировать всех поставщиков информации сейчас, кажется, довольно трудно. Но самым правильным показателем популярности артиста, конечно, следует считать продажи билетов на концерты. Скажем прямо: имея достоверную картину продажи билетов на концерты по всей стране, можно было бы обойтись без всех прочих составляющих. Из отрывочных сведений, которые поступают от продюсеров и промоутеров, следует, что если судить об успешности артиста, исходя из его гастрольной истории, то пантеон героев шоу-бизнеса выглядит совсем не так, как рисует нам телевидение. Скажем, по некоторым данным, самые успешные гастролеры у нас – Кристина Орбакайте (это, к слову, сведения, полученные до скандала с дележкой ее сына), Григорий Лепс и Стас Михайлов. Осуществить полноценный анализ сборов, конечно, неимоверно сложно. Информация такого рода есть у милиции, но она не будет «запариваться» на тему регулярной поставки данных в хит-парад. Руководство площадок – дворцов спорта, домов культуры, театров – тоже владеет какими-то сведениями, но эти организации далеко не всегда занимаются непосредственно продажей билетов. Это – дело организаторов концертов, которые берут площадки в аренду. А в их работе существует такое понятие как «коммерческая тайна». Как говорил герой фильма «Берегись автомобиля», деньги пока еще никто не отменял. И все же структура, которая могла бы заняться подсчетом зрителей, существует. Это – РАО – Российское Авторское Общество. Собственно, от данных о количестве проданных билетов зависит заработок РАО, потому что весь доход общества – это 5% от билетного вала, которые идут авторам песен и на собственные нужды организации. Филиалы РАО есть по всей стране, есть четко прописанные методы работы. На сегодняшний день самые эффектные движения РАО – это судебные процессы вокруг Deep Purple, «Хора Турецкого» и другие громкие дела. Если же РАО включится в хит-парадную математику, то наш пока еще воображаемый самый главный, самый влиятельный и самый независимый чарт вполне может стать похожим на реальность.