Обычно мы не поднимаем единожды опубликованные материалы из архива. Но тут – случай особый. Мы знаем, что представители «Русала» Олега Дерипаски заметили эту статью, опубликованную 25 ноября, и были ею – ожидаемо – недовольны. Однако то, что многие свидетельства и подробности взаимоотношений миллиардера с властью уже почти месяц являются достоянием публики, не помешало ему прямо соврать.

Олег Дерипаска в интервью испанской газете El Pais сказал, что он ничего не просит у правительства, а самостоятельно создал свой бизнес (и теперь обороняет его от кризиса), работая по 20 часов в день.

Но судя по документам, которые нам приходится публиковать второй раз, создается впечатление, что все 20 часов в сутки Дерипаска сочинял и подписывал письма руководству страны. В интерактивной таблице ниже можно ознакомиться с письменными просьбами – иногда довольно униженно высказанными, – направленными Дерипаской высшим чиновникам (в том числе Владимиру Путину и его заму Игорю Сечину), их резолюциями, а также ответами на некоторые из них.

Чего только не просил бизнесмен от государства: от низких тарифов на электричество для своих заводов до помощи в решении проблем в Гвинее, имеющей, как оказывается, стратегическое значение для всей российской экономики. Не все петиции нашли сочувствующего адресата, но значительная часть письменных упражнений не прошла даром: по крайней мере, удалось разжалобить госбанки, согласившиеся рефинансировать огромные кредиты, висящие на компаниях Дерипаски.

Правда, за это ему придется заплатить: переписка с чиновниками может обернуться для «Русала» частичной национализацией после запланированного на начало года IPO. 

Государственная помощь для Олега Дерипаски:
запрошенное и полученное

Финансовая госпомощь
Деньги для «Русала»
Кредит ВЭБа «Русалу» был выдан в ноябре 2008 г. для погашения займа, полученного в апреле года у синдиката западных банков на покупку 25% плюс две акции ГМК «Норильский никель». ВЭБ прокредитовал Дерипаску на 1 год под LIBOR+5% с правом пролонгации по решению наблюдательного совета госкорпорации. Обеспечение по кредиту – 25% акций «Норильского никеля». В октябре 2009 г. Дерипаска написал письмо премьеру Путину, возглавляющему Наблюдательный совет ВЭБа, с просьбой пролонгировать кредит до 2013 г. с выплатой основной части задолженности в конце срока. Тот наложил резолюцию «Прошу рассмотреть и доложить», но эксклюзивных условий кредитования «Русалу» добиться не удалось: как и другим заемщикам ВЭБа, кредит ему был продлен до 29 октября 2010 года. Ставка прежняя – LIBOR+5%.

Помощь «Группе ГАЗ»
«Группа ГАЗ» запрашивала для своей «дочки» – ярославского «Автодизеля» – финансирование со стороны ВЭБа на организацию производства дизельных двигателей нового поколения ЯМЗ-530. В июле 2009 г. премьер Путин заявил, что завод получит 5,6 млрд руб. В октябре 2009 г. ВЭБ одобрил предоставление кредита заводу «Автодизель». Согласно правительственному отчету о господдержке экономики за 9 месяцев 2009 г., выделено было 6,2 млрд руб. Кроме того, вместо 4 млрд руб., которые в марте 2009 г. премьер Владимир Путин пообещал самому ГАЗу для реструктуризации долгов перед кредиторами, правительственная комиссия решила выделить группе на эти цели 20 млрд руб.
Госгарантии для «Главстроя»
Строительная корпорация «Главстрой», входящая в «Базовый элемент» Олега Дерипаски, заняла одно из первых мест в «отраслевой» очереди на получение госгарантий, запросив в марте 2009 г. 20,6 млрд руб. Однако до сих пор помощь не получена, хотя другие крупные строительные компании, например, «ПИК» и «Интеко» госгарантии получили.
Госгарантии для «дочки» «Базэлцемента»
«Серебрянский цементный завод», входящий в «Базэлцемент» Олега Дерипаски в августе 2009 г. получил госгарантии на 1,112 млрд руб. Гарантии были предоставлены под кредит «Газпромбанка» на сумму 2 млрд руб. По словам генерального директора «Базэлцемента» Дмитрия Савенкова («Ведомости», ноябрь 2009 г.), условия кредита не слишком выгодны для компании. «Условия везде плохие, это общая тенденция рынка, однако выбора, по большому счету, нет», – отметил он.
Кредиты Банка Москвы
«Банк Москвы» помог Олегу Дерипаске расплатиться с «Альфа-Банком» по долгам одного из своих предприятий – строительного холдинга «Главмосстрой» на 2,2 млрд руб.
Кредитование «Базэлцемент-Пикалево»
В результате личного вмешательства премьер-министра Владимира Путина конфликт в Пикалево удалось вывести из острой фазы. Собственников простаивавших предприятий заставили запустить производство. Дерипаска подвергся публичной порке, но, несмотря на это, «Базэлцемент-Пикалево» получил от ВТБ кредит на пополнение оборотных средств в размере 250 млн руб.
Поддержка IPO «Русала»
Соглашение с Chalco
«Русал», который готовится к IPO в Гонконге в декабре 2009 г., хотел привлечь к участию в размещении китайскую металлургическую компанию Chinalco или ее «дочку» Chalco. Факт переговоров подтвердили несколько участников рынка, как с российской, так и с китайской стороны. «Соглашение о стратегическом партнерстве» Олег Дерипаска рассчитывал подписать 12 октября в присутствии глав правительства России и Китая и даже писал премьеру Путину, просил его предложить китайцам включить эту церемонию в программу Российско-китайского экономического форума. Однако альянс между «Русалом» и Chalco так и не сформировался. Впоследствии китайская сторона заявила, что не намерена приобретать долю в российском производителе алюминия.

Участие ВЭБа
Чиновники позволили ВЭБу потратить часть заработанных на инвестициях средств Фонда национального благосостояния на покупку акций «Русала» в ходе предстоящего IPO объединенной компании. Предполагается потратить 14 – 18 млрд руб., на которые, исходя из предварительной оценки компании, можно купить около 3% акций «Русала»
Участие Сбербанка
Сбербанк собирается стать одним из андеррайтеров размещения, что означает, что часть бумаг госбанк может купить в собственный портфель
Помощь в строительстве новых алюминиевых заводов
Привлечение финансирования ВЭБ
В мае 2009 г. Дерипаска написал письмо Путину, в котором попросил принять комплекс мер, благодаря которым могли бы быть построены пусковые комплексы двух новых заводов «Русала» – Богучанского и Тайшетского. Среди прочего в нем говорилось о финансировании этих проектов со стороны ВЭБа на сумму около $1 млрд. Премьер наложил резолюцию «Сечину И.И. Пр. рассмотреть и доложить», однако вопрос не решался, и Дерипаска был вынужден написать еще одно письмо Путину – от 24 сентября 2009 г. Чтобы еще раз попросить кредитов ВЭБа, бизнесмен воспользовался аварией на Саяно-Шушенской ГЭС. Резолюция опять была про «рассмотреть и доложить», но на этот раз она была адресована заместителю руководителя аппарата правительства Кириллу Андросову.

Государственные инвестиции в инфраструктуру
В мае 2009 г. Дерипаска написал письмо Путину, в котором попросил принять комплекс мер, благодаря которым могли бы быть построены пусковые комплексы двух новых заводов «Русала» – Богучанского и Тайшетского. Среди них были мероприятия по сооружению объектов коммунальной и социальной инфраструктуры, в том числе жилых поселков. Предложения по финансированию, по мнению Дерипаски, должны были представить Минрегион совместно с правительствами Иркутской области и Красноярского края. Премьер наложил резолюцию «Сечину И.И. Пр. рассмотреть и доложить».

Таможенные льготы для импортного оборудования
В мае 2009 г. «Русал» (письмо от имени Дерипаски на имя первого вице-премьера Виктора Зубкова) попросил обнулить ввозные пошлины на технологического оборудование, которое должно быть установлено на Богучанском и Тайшетском алюминиевых заводах.

Обеспечение электроэнергией алюминиевых заводов в Хакасии
Прямые договора на энергоснабжение
После аварии на Саяно-Шушенской ГЭС Дерипаска стал лоббировать возможность заключения прямых договоров на поставку сверхплановой электроэнергии между своими энергоактивами – «Иркутскэнерго», «Красноярской ГЭС» и своими же алюминиевыми заводами в Хакасии. Разрешить заключение таких контрактов он предложил в письме на имя Путина в сентябре 2009 г. «Шматко С.И. Пр. рассмотреть и доложить», – наложил резолюцию премьер. Минэнерго к предложению отнеслось прохладно. «Вывод части выработки «Иркутскэнерго» и «Красноярской ГЭС» на прямые договоры может привести к росту ценовой нагрузки для других потребителей ОЭС Сибири, – сказала Slon.ru
Минэнерго России не возражает против реализации такого предложения при условии заключения договоров, не влекущих дополнительную ценовую нагрузку для других потребителей. Однако следует отметить, что заключение таких договоров не может являться основанием для изменения условий участия ГЭС в регулировании баланса мощности в ОЭС Сибири».

Слив воды из Байкала
Гидроэлектростанции на Ангаре способны выработать больше электроэнергии, однако для этого необходимо разрешить дополнительный сброс воды из Байкала. Базэловские структуры и раньше пытались добиться такого решения, чтобы снизить потребление угля в «Иркутскэнерго», но безуспешно. В сентябре 2009 г., после аварии на «Саяно-Шушенской ГЭС» Дерипаска опять поднял вопрос об «обеспечении организационно-правовых условий для дополнительной сработки озера Байкал на 0,5 м». Премьер Путин наложил на его письме резолюцию «Шматко С.И. Пр. рассмотреть и доложить». Окончательное решение не принято. Проект соответствующего нормативного акта готовит Минприроды. Минэнерго, в свою очередь, анализирует востребованность дополнительной выработки за счет использования такого «механизма», как «дополнительная сработка Байкала».

Строительство ЛЭП
«Русал» считает нужным ускорить строительство второй ЛЭП подстанция «Итатская» – подстанция «Абаканская» – подстанция «Алюминиевая» за счет средств ОАО «ФСК». Письмо с просьбой поддержать это предложение Дерипаска в качестве гендиректора «Русала» направил Путину в сентябре 2009 г. Тот отписал его министру энергетики Шматко с просьбой «рассмотреть и доложить».

Борьба за «правильные» тарифы
Лоббирование прямых договоров на поставку электроэнергии
«Русал» рассчитывает, что переход на долгосрочные договоры на электроснабжение позволит компании сократить издержки. В октябре 2009 г. Дерипаска написал письмо Путину, в котором попросил дать поручение Минэнерго «в возможно сжатые сроки» внести в правительство проекты нормативных документов, которые позволяют «Красноярскому алюминиевому заводу» перейти к практике работы по долгосрочному договору с регулируемыми ценами, а также дать поручение перейти на долгосрочные договора со свободными ценами генерирующим компаниям, находящимся под государственным контролем, в частности, «Энергоатому» и «РусГидро». Премьер наложил на письме резолюцию министру энергетики Сергею Шматко: «Прошу рассмотреть и доложить о мерах поддержки металлургических предприятий в регионе».
Минэнерго ответило, что «КрАЗ» «сам виноват» («В 2006 г. ему наряду с другими компаниями была предоставлена возможность заключения долгосрочных договоров по регулируемым ценам, однако он не воспользовался указанным правом, не получив необходимый для этого статус субъекта оптового рынка», – сказала Slon.ru руководитель пресс-службы Минэнерго Ирина Есипова), но в 2010 г. такая возможность у него будет (по поручению Минэнерго «Совет рынка» проработал поставленный вопрос и внес предложение о возможности предоставления в качестве меры по поддержке металлургических предприятий в Красноярском крае права заключения регулируемого договора для КраЗ на 2010 г. в рамках ранее принятой нормативной базы). Что касается, долгосрочных договоров предприятий «Русала» с государственными генкомпаниями, то Минэнерго усмотрела в этом попытку получить необоснованные преференции. «В случае заключения таких долгосрочных двусторонних договоров с ОАО «Русал» на льготных условиях, такие договоры фактически могут предусматривать субсидирование ОАО «Русал» за счет атомной и гидрогенерации – ОАО «Русгидро» и ОАО «Концерн Энергоатом», – сказала Есипова. «Русалу», по ее словам, «предложено провести оценку потенциала снижения затрат на электрическую энергию посредством реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности, а также предоставить в Минэнерго России детализированный план-график по реализации соответствующих мероприятий с последующей подготовкой программы повышения энергоэффективности предприятий компании».

Снижение тарифов на электроэнергию и железнодорожные перевозки
В январе 2009 г. губернаторы трех регионов – Республики Карелия, Мурманской и Ленинградской областей – из-за угрозы остановки заводов «Русала» обратились к президенту Дмитрию Медведеву с предложением снизить тарифы на электроэнергию для Кандалакшского, Надвоицкого и Волховского алюминиевых заводов. На федеральном уровне такое решение посчитали необоснованным, и тогда региональные власти попытались помочь «Русалу» самостоятельно. В марте решением Региональной энергетической комиссии Ленинградской области тарифы ВАЗу были снижены с 80 коп. за 1 кВт/ч до 35 коп. Этот прецедент алюминиевая компания попыталась использовать в качестве аргумента для снижения тарифов для трех упомянутых выше заводов, а также Волжского (Дерипаска написал письмо по этому поводу вице-премьеру Игорю Сечину), а также попутно попросила предоставить тарифные преференции для перевозки глинозема. Однако достичь желаемого не удалось. В сентябре ФСТ отменила решение РЭК Ленобласти, поскольку оно было принято с нарушением законодательства. Тарифы остались неизменными.

Повышение тарифов на аэропортовое обслуживание
ОАО «Международный аэропорт «Краснодар», ОАО «Международный аэропорт «Сочи» и ОАО «Аэропорт «Анапа» обратились в ФСТ России с предложением повысить сборы и тарифы за обслуживание воздушных судов российских и иностранных авиаперевозчиков. Ведомство, рассмотрев предложения, удовлетворило их частично. Повышение сборов и тарифов в этих аэропортах составило (по отношению к запрошенным показателям) от 57,7 до 98,5%.
Повышенные тарифы для сочинского порта
В июле 2009 г. ФСТ установила для ООО «Порт Сочи Имеретинский» тарифы на уровне, который почти в 2 раза меньше того, что устраивает «Базовый элемент». В сентябре Дерипаска обратился к вице-премьеру Дмитрию Козаку с просьбой (ознакомиться с письмом) организовать совещание для повторного рассмотрения вопроса о тарифах, но до настоящего момента вопрос в пользу «Базэла» не решен.

Приватизация части «РусГидро»
После аварии на «Саяно-Шушенской ГЭС», в октябре 2009 г., Дерипаска обратился к премьеру Путину с предложением выделить станцию из состава «РусГидро» с включением «Русала» в состав ее совладельцев. По мнению предпринимателя, это поможет привлечь к финансированию восстановления станции значительный объем частных инвестиций, что заодно усилит внешний контроль над ее восстановлением. Он считает, что существующую структуру «управления гидроэнергетикой», которая «нерационально объединяет технологически не связанные между собой гидроэлектростанции различных каскадов и речных систем, не нуждающихся в едином управлении и расположенные в разных ценовых зонах оптового рынка электроэнергии и мощности», надо реформировать по принципу приближения ее к объекту управления (гидроэлектростанции или каскаду электростанций), а «РусГидро» – разделить. Резолюция премьера на письме: «Шматко С.И. Пр. рассмотреть и доложить». «Шансов у этого предложения практически нет, пока реорганизации «РусГидро» государство не планирует», – сообщил источник «Ведомостей» в аппарате правительства.

Заступничество в Гвинее
В 2006 г. «Русал» приобрел боксито-глиноземное предприятие «Фрия» в Гвинее за $22 млн. Однако два года спустя, в декабре 2008 г., в африканской республике случился государственный переворот, в результате которого к власти пришло военное правительство. Новое руководство страны попыталось аннулировать сделку с «Русалом», настаивая на том, что справедливая стоимость комплекса – от $250 до $1 млрд. Компания обратилась к вице-премьеру Игорь Сечину за «поддержкой». В сентябре 2009 г. в конфликт вмешался МИД России, назвав действия гвинейских властей «попыткой экспроприации в судебном порядке собственности «Русала», а также предупредив правительство Гвинеи о неких «возможных последствиях». А в ноябре 2009 г. министр природных ресурсов РФ Юрий Трутнев провел рабочую встречу с министром сотрудничества и африканской интеграции Гвинеи Дженабу Сайфон Диалло, который заявил, что российские компании «остаются приоритетными для гвинейской экономии». В свою очередь, Трутнев выразил надежду на то, что «трудности, с которыми сейчас сталкиваются российские компании, будут благоприятно разрешаться».

Господдержка проекта строительства зернового терминала в порту Ванино
Для проекта строительства зернового терминала в порту Ванино «Базовый элемент» (намерен реализовать его совместно с Itochu и «Объединенной зерновой компанией») попросил у правительства льготы на железнодорожные тарифы, импорт оборудования для перевалки зерна и «таможенные пошлины» на его экспорт. Письмо с этими «идеями» за подписью Дерипаски ушло на вице-премьера Виктора Зубкова.

Строительство порта в устье реки Мзымта (Сочи)
«Выдавливание пограничников»
ФСБ стремится организовать в юго-западной части строящегося в устье Мзымты близ Сочи порта базу для кораблей береговой охраны. «Базовый элемент» противится, указывая на то, что размещение здесь военных судов будет мешать работе порта. Найти решение этого вопроса Дерипаска попытался на уровне вице-премьера Дмитрий Козака

Госпомощь в финансировании
В сентябре 2009 г. дочка «Базового элемента» – ООО «Порт Сочи Имеретинский» – оказалось не в состоянии полностью оплатить счета поставщиков и подрядчиков, так как ВЭБ приостановил финансирование проекта строительства порта до подписания договора поручительства между ним и «Олимпстроем». Чтобы добиться решения о возобновлении финансирования, Дерипаска обратился к вице-премьеру Козаку, напирая на то, что в противном случае первая очередь порта не будет сдана в строй в декабре 2009 г.

Повышенные тарифы
В июле 2009 г. ФСТ установила для ООО «Порт Сочи Имеретинский» тарифы на уровне, который почти в 2 раза меньше того, что устраивает «Базовый элемент». В сентябре Дерипаска обратился к вице-премьеру Дмитрию Козаку с просьбой организовать совещание для повторного рассмотрения вопроса о тарифах, но до настоящего момента вопрос в пользу «Базэла» не решен.

Обмен «Авиакора» на долю в «Объединенной авиастроительной компании»
«Базэл» и входящий в него холдинг «Русские машины» договорились с государственной Объединенной авиастроительной корпорацией об обмене 75% самарского завода «Авиакор», принадлежащего структурам Дерипаски, на 0,17% акций самой ОАК. Сделка может принести пользу обоим: Дерипаска избавится от очередного проблемного актива в своей корзине (долги «Авиакора» составляют около 1,6 млрд руб.), а ОАК сможет оптимизировать структуру производства