Создатель проекта OpenGovData.ru Иван Бегтин:
Основная проблема состоит в том, что существующие законы о госзакупках, которые регулируют контракты, заключаемые государством с коммерческими поставщиками, нацеливаются на электронные торги вместо того, чтобы сделать акцент на доступности информации для самих участников процесса. На флагшток выносят электронные аукционы, не задумываясь о том, смогут ли они их найти, будет ли на них реальная конкуренция.
Некоторые торги могут привлечь 300 участников, а есть торги с одним участником. В такой ситуации, согласно российскому законодательству, торги признаются несостоявшимися, и договор заключают с единственным поставщиком-участником. Таким образом, те заказчики, которые более или менее подкованы в интернет-технологиях, находят способы отсечь ненужных участников, которые могли бы подать заявку на участие в конкурсе.
Привлечь к суду такого заказчика практически невозможно, так как по нашим законам оспорить результаты любой закупки может только тот поставщик, который принял в ней участие. Если же потенциальный участник просто не нашел объявления о проводимом тендере, потому что его «зашифровали», ему фактически нечего оспаривать.
Еще одна загвоздка в том, что регулирующий орган – Минэкономразвития России – озабочен исключительно электронизацией торгов и формальным соблюдением правил со стороны заказчиков, а не обеспечением доступности информации конечным пользователям. А между тем, у нас до сих пор нет норм об ответственности за сокрытие информации, за предоставление данных в «нечитаемом» формате.
Возьмем, например, http://zakupki.gov.ru/ – официальный сайт для проведения закупок за счет нужд федерального бюджета. Кроме него, есть сайты у всех регионов РФ, а также практически у всех муниципалитетов, которые создали представительство в интернете. Федеральный сайт покрывает примерно 50% закупок в РФ. При этом с момента его создания уровень комфорта для пользователей остался довольно низким. Тут претензии не столько к разработчикам систем, сколько к чиновникам, ответственным за выбор и разработку системы закупок. Есть единый сайт, но найти на нем информацию можно только по ключевым словам, а ключевые слова кодируют, смешивая латиницу и кириллицу. Все остальные поисковые средства сильно ограничены. Какие-то качественные изменения действительно произошли, например, создана расширенная форма поиска, но в целом это капля в море.
Обеспечение прозрачности – это не только форма поиска, а процесс соблюдения определенных норм, как-то: проверка орфографии, модерация на проверку ключевых слов, технические возможности для поставщиков на подписку на информацию о закупках.
Решение этого вопроса, то есть обеспечение регулирования процесса размещения, это прерогатива Минэкономразвития России. Но я не видел подобных требований ни к федеральному сайту, ни к региональным порталам. 90% всех этих проблем можно было бы снять, если бы Минэкономразвития России пошло по пути Федерального казначейства и предоставляло информацию в машиночитаемой форме. Есть множество онлайн-сервисов, которые предоставляют поиск по закупкам, как платных, так и бесплатных. Они индексируют информацию со специальных сайтов, даже в формате HTML, и предоставляют ее поставщикам в удобочитаемом виде. Фактически такие сервисы – это единственный способ для поставщиков найти даже зашифрованный тендер, так как только они могут выявить «шифр».
Но выявление ошибки – это только полдела. Надо еще доказать, что она была сделана сознательно, провести специальную экспертизу, доказать наличие злого умысла. А кто будет проводить такую экспертизу – непонятно. И пока система обеспечения доступности информации не будет проработана, создание единой электронной площадки госзакупок в стране не имеет смысла.