Успех любого стартапа во многом зависит не только от востребованной идеи, но и от настойчивости, удачи и хороших наставников. Найти своего ментора может не каждый, поэтому, изучив советы успешных предпринимателей и удачливых инвесторов, мы составили список вещей, которые стоит знать любому, кто запускает свой проект.
Автор: Павел Биргер
1
Перейти к картам

Получение инвестиций не должно быть самоцелью стартапа

Всегда держите в голове конечную цель, идеальный продукт. Разумеется, без денег достичь цели невозможно, но работа компании не должна быть парализована постоянной погоней за новыми инвестициями – получив капитал, сконцентрируйтесь на работе, к успешному продукту деньги всегда придут. Ищите клиентов, а не инвесторов.

Помните о законе Парето (он же правило 80/20)

Этот эмпирический, но проверенный тысячами предпринимателей принцип гласит, что 20% усилий дают 80% результата. Это относится как к разработке продукта – последние 20% задач, необходимых для запуска проекта, отнимут у вас 80% времени, – так и к заработкам: 20% постоянных пользователей приносят 80% дохода. Учитесь находить эти 20% и концентрироваться на них.

Найдите свою – полезную – нишу

Не пытайтесь продать продукт, который делает все и ничего. Рынок заполнен примерами амбициозных проектов, ставивших себе мировые цели, но так и не нашедших успеха. Нишевый проект быстрее привлечет основной костяк пользователей – те самые будущие 20%, за которыми подтянутся основные пользователи.

С самого начала распределите права и обязанности со своими кофаундерами

Даже если партнер ваш лучший друг и вы знаете друг друга тысячу лет, будьте готовы к конфликтам. Заранее и юридически верно распишите сферы ответственности, вложения, возможности выхода из компании и так далее. Относитесь к этому как к брачному контракту: дружбу никто не отменяет, но для всех будет лучше заранее обговорить спорные моменты.

Команда – это всё

Мало найти и нанять человека с хорошим резюме. Нужно всегда помнить, что сотрудники – живые люди, которые могут устать, сомневаться в успехе или халтурить, а могут, воодушевленные идеей, работать почти бесплатно на одном энтузиазме. Давайте волю творческому потенциалу сотрудников, вдохновляйте своим примером, делегируйте полномочия и, главное, будьте с ними добрыми, дружелюбными, понимающими. В больших компаниях есть HR-департамент, вам же нужно быть эйчаром самому. Если сотрудники вас любят – вам простят и переработки, и задержки зарплаты. И помните: чтобы по-настоящему хорошо работать, человек должен отдыхать.

Продумывайте и запускайте монетизацию как можно раньше

Не рассчитывайте на то, что у вас получится создать продукт, привлечь пользователей, а потом быстро найти и подключить способ монетизации, который всех устроит. Создавайте проект, который способен зарабатывать, хотя бы «символически», с самого начала.

Цените своих пользователей

На раннем этапе можно пренебречь много чем, но никак не технической поддержкой. Будьте отзывчивы, оперативно и по-человечески отвечайте на запросы пользователей, признавайте свои ошибки, давайте бонусы, в общем, делайте все, что в ваших силах, чтобы показать: вы цените пользователя. Нет ничего дороже лояльности.

Прислушивайтесь к советам избирательно

Найдите старшего опытного товарища, которому вы можете доверять, и не бойтесь обращаться к нему за советом, принимайте его критику без обид. Но отдавайте себе отчет в том, что советы даже самого опытного предпринимателя всегда не более чем рекомендация и принимать решение должны вы сами.

Введите формальную систему контроля

Время ваших сотрудников – самый ценный ресурс стартапа. Учитесь правильно планировать его или найдите человека, который делает это лучше вас. Списки задач, расписанные на месяцы вперед, планировка, прозрачная система отчета о проделанной работе – жизненная необходимость, если вы хотите успеть выпустить продукт до того, как рынок оказался занят или у вас кончился стартовый капитал.

Стартап – это марафон

Будьте готовы к долгой, долгой работе. Многим кажется, что стартап – это борьба со временем, нужно совершить рывок, сделать все как можно быстрее, найти инвесторов, запустить продукт и начать зарабатывать. Это совсем не так. Любой стартап требует вовлеченности, которую придется поддерживать годы.

Вверх “10 ошибок стартапера” Вернуться к картам