Борьба за Украину      о борьбе за Украину

«Антонов» завис между Украиной и Россией

Украинские и российские авиазаводы создают СП. Но реального объединения может и не быть
Скопируйте код в ваш блог. Форма будет выглядеть вот так:
 5 3 895 экспорт в блог
Юлия Тимошенко вновь зовет всех на баррикады: президент Виктор Янукович получил 30% скидку с цены кубометра газа в обмен на то, чтобы продлить пребывание российского Черноморского флота в Севастополе еще на 25 лет.

Но это не единственное, чего добивалась российская сторона. После победы Януковича на президентских выборах Россия и Украина вновь взялись за переговоры об объединении своих авиастроительных предприятий.

Накануне вчерашнего визита Дмитрия Медведева в Харьков это объединение обсуждали в контексте переговоров о газе. Но, как следует из официальных заявлений, соглашений на этот счет не подписано. Вероятно, договоренности по авиапрому вынесены за рамки газовых соглашений и ведутся отдельно.

Украинский вице-премьер Сергей Тигипко опроверг, что скидка на газ увязана с передачей России украинских авиазаводов: «Так вопрос не стоит по отношению к предприятиям авиастроения и другим предприятиям в целом». Иначе Янукович в глазах общественности выглядел бы человеком, продавшим страну за пресловутые $100 с кубометра.

Но все это не означает, что объединения авиаторов двух стран не будет. Судя по тому, что говорят в «Объединенной авиастроительной корпорации», интеграция украинского авиапрома в российский вопрос решенный. Теперь остается понять: как именно будет происходить интеграция, и насколько глубокой она, в результате, станет.

По версии ОАК украинский авиапром перейдет под контроль российского в два этапа. Сперва стороны создадут  совместное предприятие, через которое проекты украинского концерна «Антонов» включат в программу производства ОАК. Здесь никаких противоречий с украинской стороной нет. Глава фирмы «Антонов» Дмитрий Кива подтвердил мне, что его компания будет сотрудничать с российскими авиастроителями и создаст с ними совместное предприятие.

Но СП это скорее формальная надстройка над существующим положением вещей. Украинские самолеты и так уже производятся на российских заводах. Гораздо важнее, получит ли ОАК, в результате, реальный контроль над всем, что делает «Антонов». 

И тут возможны варианты. Немедленно передать «Антонова» ОАК мешает форма собственности украинского авиаконцерна. Это государственное предприятие по типу наших ФГУПов, которое сперва нужно акционировать, чтобы поменять собственника. Сколько времени на это уйдет, никто не знает. Судя по тому, что украинская оппозиция жестко выступает против передачи промышленности в российские руки, акционирование авиазаводов может столкнуться с массой самых разных проволочек.

А ведь миноритарным акционером «Антонова» ОАК не будет: корпорация входит в зарубежные предприятия только на условиях контрольного пакета. От Украины ей достаточно 50% плюс одна акция, которые ОАК хотела бы получить в обмен на свои акции. 

Интеграция украинского авиапрома в ОАК больше нужна российской стороне. У корпорации традиционно сильное боевое крыло, а вот с коммерческими самолетами пассажирскими и военно-транспортными дела обстоят пока не слишком хорошо. После того, как был остановлен выпуск 250300-местного самолета Ил-96-300, в линейке ОАК, по сути, остался только один пассажирский лайнер – Ту-204/214. Но он в 2015 году уже будет снят с производства. А все остальное проекты, проекты... Поставки SuperJet, который уже почти готов, все никак не начнутся. Проект среднемагистрального самолета МС-21 (более современный аналог Ту-154) еще крайне далек от того, чтобы можно было говорить о начале поставок. 

С другой стороны, со стапелей российских авиазаводов выходят украинские самолеты: Ан-140 и Ан-148. Украинцам нужны продажи их самолетов, и Россия для них главный рынок сбыта. Это козырь России: Ан-140 и Ан-148 продаются в России только лишь потому, что тут производятся.

Но российским заводам, в частности, ВАСО и «Авиакору», также нужно что-то производить. Пока «коммерческое» крыло ОАК не раскочегарится, выпуск украинской продукции решение проблемы на ближайшие несколько лет. И это козырь Украины.

По большому счету, этих аргументов достаточно, чтобы остановить интеграцию «Антонова» в ОАК на этапе  СП. Я бы не исключала, что под давлением оппозиции Янукович решит оставить интеграцию в незавершенном виде. При таком развитии событий украинский президент мало чем рискует. 
Следите за обновлениями Slon.ru в вашей социальной сети: ВКонтакте или Facebook.
 5 3 895 экспорт в блог
ТЕГИ:  Авиастроение Антонов [Концерн] Кива Дмитрий Медведев Дмитрий ОАК Россия Тигипко Сергей Тимошенко Юлия Украина Янукович Виктор